В честь мастера
Один на один с Товстоноговым
На выставке, посвященной 100-летию со дня рождения мэтра, можно увидеть редкие видеозаписи репетиций БДТ тех времен
Сегодня в Александро?Невской лавре, в Большом драматическом театре да и в каждой интеллигентной ленинградско-петербургской семье будут вспоминать Георгия Александровича Товстоногова. А в Музее театрального и музыкального искусства на площади Островского 100-летие со дня рождения режиссера, создавшего неповторимый творческий коллектив, начали отмечать еще на прошлой неделе. Там открылась выставка под названием «Посвящение мастеру».

Овеянные славой спектакли БДТ, поставленные Товстоноговым, посетители выставки могут посмотреть в записи. А еще - понаблюдать, как легендарный режиссер проводил репетиции. Такие записи тоже представлены на выставке.
Создатели выставки «Посвящение мастеру» сделали пребывание посетителей в творческой лаборатории Товстоногова почти явственно осязаемым. В центре зала - режиссерский стол Георгия Александровича, чудом сохранившийся во время реставрации в декорационных цехах БДТ. Вокруг - старые театральные кресла, свидетели тех времен, когда Ефим Копелян играл в «Пяти вечерах», Иннокентий Смоктуновский - в «Идиоте», а Кирилл Лавров - в «Ревизоре». В эти кресла можно присесть, как, впрочем, и в то кресло, в котором восседал герой Олега Басилашвили в «Истории лошади». Реквизита тех лет, костюмов, программок, макетов и эскизов вообще собрано в музее множество. И все же главное - это атмосфера выставки. Атмосфера старого доброго БДТ. Атмосфера интеллигентного театра, где новаторство никогда не мешало классике, где актеры и режиссеры уважали друг друга, где невозможна была бы сегодняшняя ситуация, когда один из руководителей во время разговора с народной артисткой жует жвачку...
К 100-летию Товстоногова БДТ, в котором сделали евроремонт (во всех смыслах), превратившись в великолепный, сияющий дворец с супернавороченной сценой, почти полностью отказался от товстоноговских идеалов. Выставка «Посвящение мастеру» наглядно демонстрирует, что мы все потеряли с уходом Георгия Александровича…
Виктор ИВАНЦОВ
Фото Святослава АКИМОВА