«7 вопросов для 7 партий»: Медицина

Как повысить качество медицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС)? Нужно ли развивать платную медицину? Как решить проблему лекарственного обеспечения социально незащищенных слоев?

 

Партия «Единая Россия»
Олег СЕРГЕЕВ
депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член фракции «Единая Россия», председатель постоянной комиссии по здравоохранению и экологии

Для того ЧТОБЫ улучшить качество медицинской помощи, необходимо:
1. Ввести лицензирование конкретного специалиста, а не учреждения.
2. Проводить аккредитацию материально-технической базы учреждения (один раз в три года).
3. Все исследования проводить по международным (или нашим, но унифицированным) протоколам и сертифицировать в соответствии с международными стандартами.
4. Систему тарификации ОМТС направить на улучшение качества, связать тариф с качеством предоставляемых услуг.
5. Пересмотреть все приказы, регламентирующие нормативы, увеличив врачам-специалистам время общения с пациентом.
6. Создать экономические механизмы мотивации медработников посредством расширения полномочий руководителей учреждений.
7. Пересмотреть систему оценки качества медицинской помощи. В настоящее время оцениваются два-три показателя, необходимо оценивать медицинские технологии в процессе, на каждом этапе, усилив роль медицинских общественных ассоциаций для оценки работы врача и профессиональной пригодности и ввести механизмы лишения лицензий.
8. Обучение медицинского персонала должно быть непрерывным суммированием баллов, что учитывается при выдаче лицензий.

Нужна ли нам платная медицина?
Необходимость платной медицины диктует время. В условиях низкого финансирования учреждений и продолжающегося отставания материально-технической базы отмена платной медицины приведет к полному краху существующей системы.

Платные услуги создают мощный официальный оборот дополнительных денежных средств для работы учреждения, создавая законную юридическую базу во взаимоотношениях пациент - врач.

При достаточном финансировании все материально-технические затраты учреждения оплачиваются государством, с достойным фондом заработной платы и с расширением полномочий руководителя учреждения. В этом случае платные услуги не нужны.

 

Коммунистическая партия Российской Федерации
Геннадий ЗЮГАНОВ
лидер КПРФ, депутат Государственной думы РФ

Чтобы повысить качество медицинских услуг в рамках системы ОМС, необходимо зафиксировать достойный объем социальных и финансовых гарантий медицинских работников. Профессия медика должна стать одной из самых высокооплачиваемых в стране: добиться этого можно путем расширения базовой части заработной платы в здравоохранении. По нашему мнению, необходимо принять Концепцию развития здравоохранения России, в которой зафиксировать недопустимость сокращения финансирования медицины. Также следует включить в систему ОМС стоматологические услуги в адекватном для лечения объеме - как минимум 1000 рублей в год против сегодняшних 20 рублей. Компартия считает важным запретить оказывать бесплатные и платные медицинские услуги на одних площадях - медики должны быть беспристрастными при оказании помощи гражданам.

Платная медицина при уничтожении бесплатной - это путь в могилу для населения России. У нас всего 142 миллиона граждан - федеральный бюджет в состоянии обеспечить охрану их здоровья. При этом полностью отказываться от платной медицины также нет смысла - она должна существовать, но быть «факультативной».

КПРФ требует распространить программу дополнительного лекарственного обеспечения хотя бы на отдельные категории: малолетних детей, молодых матерей и т.?д. Все амбулаторные больные должны обеспечиваться жизненно необходимыми препаратами бесплатно, а все, даже самые сложные, операции проводиться за счет государственного бюджета. Не должно возникать такой ситуации, чтобы человек умирал в палате, а рядом в аптеке лежало лекарство, которое может его спасти, но гражданин не способен его купить.

Кроме того, нельзя забывать и о сельской местности, где медицина полностью разрушена: нужно восстановить больницы в крупных поселениях и фельдшерские пункты - в небольших, с обязательным предоставлением им необходимых технических средств.

Все это можно сделать лишь в том случае, если прекратится сокращение бюджета здравоохранения (который сейчас составляет менее 1 процента ВВП) и, напротив, произойдет его увеличение как минимум до 5 процентов ВВП. Отметим, что это не просто траты. Это инвестиции в будущее - в здоровое и трудоспособное население, способное обеспечить достойное будущее для страны.

 

Либерально-демократическая партия России
Сергей ФУРГАЛ
заместитель председателя комитета Государственной думы по делам Федерации и региональной политики, член фракции ЛДПР

При нынешнем уровне заработков граждан повысить качество медицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования крайне сложно. Население в нашей стране живет бедно, да и доходы предприятий невелики. А с учетом системы, которая сложилась при распределении собираемых налогов, почти все деньги уходят в федеральный центр. В регионах просто не смогут набрать необходимые для нормальной работы ОМС средства. Поэтому обязательное медицинское страхование приносит пользу и улучшает качество медицинского обслуживания только в крупных мегаполисах вроде Москвы, Петербурга, Новосибирска, а в мелких городах и тем более селах - система нежизнеспособна. Мало того, перевод на страховую медицину автоматически приведет к закрытию больниц, сокращению персонала, другим проблемам....

Так что в сегодняшних условиях, если мы действительно хотим заботиться о населении, государству необходимо взять на себя расходы по медицинскому обеспечению граждан, никакая страховая медицина этот «воз» вытянуть не сможет. Также следует вернуться к использованию науки по организации здравоохранения. Ведь не секрет, что в каждом регионе своя специфика заболеваемости, поэтому надо создать медицинские карты регионов. И в зависимости от ситуации строить центры, специализирующиеся на актуальных для конкретных мест болезнях.

По поводу платной медицины отмечу, что это палка о двух концах. С одной стороны, врачи и персонал больниц и поликлиник смогут зарабатывать больше денег, но с другой - сотрудники медицинских учреждений могут привыкнуть к платности своих услуг и бесплатную помощь будут оказывать спустя рукава. К тому же опасность платной медицины заключается и в гипердиагностике. Когда для выкачивания денег у граждан будут находить несуществующие болезни. Так что каждый гражданин должен получить доступ к бесплатной медицине в полном объеме, а платная медицина имеет право на существование только как дополнение. Например, она будет актуальна в высокотехнологичных сферах, при сложнейших операциях. Иначе при равной конкуренции платная медицина обязательно победит бесплатную, а проиграет при этом народ.

Что касается проблемы обеспечения лекарствами социально незащищенных слоев, то прежде всего России следует создать собственные фармацевтические заводы. Но пока этого нет, надо убрать возможность для повышения цен на лекарства как минимум в течение одного календарного года.

 

Партия «Справедливая Россия»
Павел СОЛТАН
депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя постоянной комиссии по социальным вопросам

Сегодня в России государственные гарантии бесплатной медицинской помощи часто оказываются пустыми декларациями. Право на бесплатное лечение есть, но его реализации надо ждать месяцами. Однако некоторые болезни в очередь не поставишь. Поэтому людям приходится прибегать к платным услугам, которые замещают многие виды и объемы медицинской помощи.

На высокотехнологичные медицинские услуги введены квоты: если квота исчерпана - вам просто откажут в помощи! А это сложные операции, когда речь идет о жизни и смерти, даже небольшая отсрочка здесь может оказаться непоправимой.
Квота на жизнь - это бесчеловечно! Если государственное медицинское учреждение может лечить конкретную болезнь, то такое лечение должно быть доступно всем.

Государственные гарантии по бесплатной медицине должны быть конкретными и ясными для населения. Людям важно знать, что они могут получить бесплатно, а за что надо платить. Считаю, что оказывать платные медицинские услуги нельзя в учреждениях, где осуществляется бесплатная медицинская помощь. Государство должно регулировать баланс оказания платных и бесплатных услуг и не допускать перехода на платную медицину.

Сегодня система ОМС по-прежнему платит лечебным учреждениям не за результат, а за процесс оказания ди­агностических и лечебных услуг. Умер или выздоровел пациент, стало ли ему лучше от этой помощи - не важно: счет все равно будет выставлен и оплачен. При этом профилактика и раннее выявление болезней не включены ни в определение страхового случая, ни в принципы ОМС. Мы забыли, что «заболевание дешевле и легче пре­дупредить, чем лечить».

Необходимо отметить, что в России, а особенно в Петербурге, сохранился высокопрофессиональный штат врачей, людей талантливых и бесконечно преданных делу. Это большая ценность и большое преимущество. Надо просто создать для них нормальные условия, чтобы неправильная организация или отсутствие возможности не мешали реализовать весь свой потенциал.

Недостаточность финансирования сказывается и на лекарственном обеспечении. В аптеке продается все, а вот лекарств «по рецепту» часто не бывает. Объемы закупаемых за бюджетный счет «бесплатных» лекарств по многим наименованиям недостаточны. Главным пороком льготного лекарственного обеспечения является то, что программа формируется не от реальной потребности населения, а от объема выделяемых средств.

Это критично, если речь идет об очень дорогостоящем лекарстве импортного производства стоимостью десятки тысяч рублей. Отечественная фармацевтическая индустрия отстает от зарубежной, и иногда не существует дешевых российских аналогов.

Как переломить ситуацию? Необходимо внести поправки в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», предусматривающие государственное регулирование цен не только на жизненно необходимые препараты, а на все лекарства. Причем зафиксировать не отпускные цены производителя, а конечную цену для потребителя.

 

Партия «Яблоко»
Андрей АКОПЯН
д.?м.?н., профессор, генеральный директор Республиканского центра репродукции человека и планирования семьи, член партии «Яблоко»

Система ОМС в российском варианте - образование очень специфическое. Это самостоятельный канал финансирования государственных учреждений, не имеющий, по сути, отношения к страхованию. Страховые компании в системе ОМС практически отлучены от страховой деятельности: налоги собирает налоговая служба, средства аккумулируются в системе федерального казначейства, территориальные фонды ОМС сами финансируют больницы и поликлиники, право на выбор врача и учреждения не реализуется, отсутствует система сострахования, сам «бесплатный застрахованный» не имеет индивидуального счета с реальным денежным наполнением, являясь лишь единицей учета, а не объектом интереса врача и учреждения. Сложившаяся структура ОМС - имитация конкурентной модели без всяких шансов обеспечить ее реализацию в будущем.

Государственные учреждения здравоохранения не должны оказывать услуги, платные для граждан. Это уже развалило государственную систему здравоохранения. Партия «Яблоко» всегда возражала против псевдопредпринимательской коммерциализации учреждений социальной сферы, в том числе здравоохранения, так как фактическая платность делает эту помощь недоступной для значительной части людей с низкими доходами. Медицина, платная для потребителя, - функция частной системы здравоохранения. Она разрешена, согласно Конституции должна государством поддерживаться, но на деле воспринимается органами управления враждебно. Отсутствие правового доступа к инфраструктуре государственного здравоохранения существенно влияет на цены в частном секторе здравоохранения в сторону их повышения.

Существующая система льготного лекарственного обеспечения крайне затратна для бюджета, забюрократизирована, дает постоянные сбои, в большей степени направлена на удовлетворение интересов фармкомпаний и органов управления как продавцов и покупателей. На перспективу более рациональным путем является обязательное лекарственное страхование, реализуемое через систему медико-социальных накопительных счетов (электронных карт) для каждого гражданина, тем более что, согласно законодательству, они вводятся в гражданский оборот с 2015 года. Для отдельных категорий граждан (пациентов) необходимо предусмотреть систему добровольного лекарственного сострахования. Для социально незащищенных слоев в условиях хронизации заболеваний следует п­редусмотреть дополнительные компенсации из соответствующих бюджетов на монетарной и персональной основе через систему медико-социальных накопительных счетов.

 

Партия «Правое дело»
Григорий ТОМЧИН
председатель ревизионной комиссии партии «Правое дело»

Одна из целей, заявленных в программе нашей партии, - повышение качества жизни граждан страны и активное развитие системы здравоохранения.

Мы добиваемся радикального пересмотра отношения власти к развитию в России здравоохранения. Вот меры, предлагаемые нами:
1. Уничтожить перекос в сторону государственной медицины. Разрешить частную практику и создание частных клиник.
2. Перенести акцент с восстановительной медицины на профилактическую медицину, на практику ранней диагностики и выявления заболеваний. Сделать профилактическую медицину более доступной.
3. Распространить систему медицинского страхования на лекарственные средства.
4. Освободить врачей всех уровней от бюрократической системы и гипертрофированной системы документо­оборота.
5. Провести пересмотр тарифной сетки на услуги медицинского персонала.
6. Ввести государственное поощрение (снижение арендной платы, освобождение от налогов или снижение налоговых ставок, дотации и т.?д.) спортивным клубам, спортивным площадкам, находящимся в «шаговой доступности».

Мы должны четко разграничить обеспечение здравоохранения, поделив его на три сферы:

  • государственное здравоохранение, основанное на обязательном медицинском страховании;
  • страховая медицина, основанная на частных вкладах среднего класса;
  • благотворительная медицина, основанная на милосердии и солидарности общества.

В опережающем порядке мы должны за счет средств государственного бюджета (с привлечением государственно-частного партнерства) создать общероссийскую инфраструктуру, которая обеспечит право всеобщей диспансеризации и раннюю диагностику. Необходимо создать возможность онлайн-доступа каждого человека к консультации и диагностике в любом медицинском учреждении из любой точки страны. А также создать сеть онлайн-консультаций для гражданина и врача, Федеральную информационную базу здоровья, передвижные кабинеты диагностики с доступом в любое время в общероссийскую сеть консультаций. Проект позволит предоставить право и возможность получения медицинской помощи каждому, вне зависимости от места его пребывания. Создание такой сети резко удешевит страховые пакеты добровольного медицинского страхования и повысит возможности и эффективность обязательного медицинского страхования.

При налаживании данных систем мы сможем перейти к адресной ликвидации специфических проблем здравоохранения - детской смертности (до года), сердечно-сосудистых заболеваниий мужчин 40?-?50 лет, онкологических заболеваний.

Второй частью развития здравоохранения должен быть переход к экологической экономике. Мы должны перейти от перечня опасных профессий к реестру опасных рабочих мест (тех, которые сокращают жизнь и ухудшают здоровье работника). При этом экономическими стимулами необходимо сделать невыгодным для работодателя сохранение опасных рабочих мест. И это должно быть одним из главных стимулов модернизации индустрии.

 

Партия «Патриоты России»
Надежда КОРНЕЕВА
заместитель председателя партии «Патриоты России»

Прежде ВСЕГО власти нужно наконец понять, что жизнь и здоровье - это самое главное для каждого человека. Недаром, поздравляя кого-то с праздничным событием, у нас в стране в первую очередь принято желать именно здоровья. Поэтому защита жизни и здоровья наших сограждан должна стать безусловным приоритетом в деятельности органов власти всех уровней. А что мы имеем сегодня в реальной действительности? С одной стороны - сокращение государственного финансирования медицинских программ, фактическое сворачивание некогда широко разрекламированного нацпроекта «Здоровье». А с другой - общеизвестно, как недобросовестные чиновники умело нагревают руки на освоении выделяемых на медицину средств, особенно при закупке оборудования. К какому результату это приводит, хорошо знает каждый, кто хоть раз побывал в обычной районной поликлинике или больнице. В углу у нас может пылиться дорогущий аппарат МРТ, который торжественно вручили чиновники, но забыли к нему купить детали, без которых он не работает, зато бинтов или простейших лекарств - недостаточно.

Поэтому мы предлагаем ввести в стране единый социальный стандарт обслуживания, по которому каждому гражданину будут предоставляться качественные медицинские услуги независимо от места его проживания.

Наш приоритет - развитие бесплатной медицины, особенно для детей и пенсионеров. Почему, например, не сделать бесплатными все лекарства для детей до трех лет, как это принято в ряде развитых стран? При этом нужно четко разграничить бесплатные и платные возможности медицинского обслуживания граждан, установить справедливые квоты на сложные операции так, чтобы они не заканчивались в августе, оставляя без надежды тысячи больных.

Наконец, за счет дополнительных сырьевых доходов бюджета можно отремонтировать и переоборудовать медицинские учреждения по всей стране. А если еще и удастся пресечь махровое воровство в расходовании выделяемых на медицину средств, появятся деньги и на увеличение зарплаты врачам и медицинскому персоналу.

Что касается снижения цен на лекарства, а это в первую очередь необходимо, чтобы обеспечить ими социально незащищенные слои, то мы предлагаем следующий механизм: отменить НДС на лекарства первой необходимости и лекарства для детей, а также установить для остальных лекарств НДС в размере не более 5?процентов.

В следующий раз представители партий подискутируют о проблемах системы образования

12.10.2015