«7 вопросов для 7 партий»: Внешняя политика
Как Россия может укрепить свой авторитет на международной арене? Кто, на ваш взгляд, сегодня главные друзья и враги нашей страны? Как Россия должна выстраивать свои отношения с бывшими союзными республиками?
Партия «Единая Россия»
Константин КОСАЧЕВ
депутат Государственной думы РФ, член фракции «Единая Россия», председатель думского комитета по международным делам, заместитель секретаря президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам международной политики и межпартийным связям
Внешняя политика успешного государства - это политика внятная, последовательная и инициативная. С точки зрения этих критериев России удалось многого достигнуть именно в последнее десятилетие, но проблемы остаются.
Что касается «друзей» и «врагов», то эти понятия неприменимы к целым государствам: водораздел в отношениях к России проходит не между государствами, а скорее внутри них. Есть силы, которые традиционно близки нам, есть те, кто не менее традиционно нам оппонирует. Скажем, в ПАСЕ или в Европарламенте к нам чаще всего с симпатией относятся левые, а максимально жестко - либералы и «зеленые».
Настроения могут меняться не только в пространстве - от страны к стране, но и во времени. Сегодняшние «враги» уже завтра могут стать как минимум «нейтралами», порой для этого достаточно одного переломного события: мы помним, как трагедия сблизила народы Польши и России и во многом ушел внутренний запрос на взаимное неприятие…
С 1991 года мы накопили немалый опыт выстраивания новых отношений с бывшими «братьями» по Союзу. Ныне мы точно знаем, ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ: нельзя угрожать, оспаривать их суверенитет, относиться к ним пренебрежительно или считать их «обреченными на Россию». Нельзя строить отношения только с вождями, а не с народами. Нельзя действовать только по схеме «подарки в обмен на лояльность». Нельзя недооценивать значение соседей для России, как и интерес к ним со стороны других держав.
У России есть не только естественные интересы на этом пространстве, но и очевидные преимущества, ресурс ее «мягкой силы» - история, география, опыт, авторитет. Все это должно работать на объединение.
Соответственно, мы знаем, ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО: развивать интеграцию. Использовать синергетический эффект от равноправного объединения потенциалов во благо всех. Помогать, защищать, проявлять терпение, предлагать то, что несет конкретную выгоду нашим соседям. Сближаться настолько, насколько они сами к этому готовы.
Часто говорят: Россия должна сформулировать собственный интеграционный проект, без него, дескать, нечего и тягаться с чужими готовыми идеями. На первый взгляд логично: многие постсоветские лидеры уже объявили о задаче вступить в ЕС как главной цели для своих народов. Стремление попасть в семью успешных и развитых объяснимо. Что может противопоставить этому Россия?
Подвох именно в якобы неизбежности этого противопоставления. Не конкретным государствам и их геополитическим интересам, а набору хороших качеств, которые те уже по определению застолбили за собой. Тот же европейский проект представляют исключительно идеологическим, а не геополитическим, а его базовые ценности и принципы выдают за эксклюзивные. Ни то ни другое не является правдой.
Выстраивание общественной системы - проблема внутренних преобразований, а не гео- или военно-политического выбора, и отнюдь не обязывает непременно рвать связи на одном конце и брать на себя безвозвратные обязательства на другом.
Коммунистическая партия Российской Федерации
Геннадий ЗЮГАНОВ
лидер КПРФ, депутат Государственной думы РФ
Свой авторитет на международной арене наша страна может укрепить только одним путем - реализуя направления внешней политики, зафиксированные в Программе КПРФ.
Россия должна сделать все для развития равноправных отношений со странами Европы, расширять свое взаимодействие с КНР, Индией, Вьетнамом и другими странами Азии, странами Латинской Америки и Африки. Для укрепления положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе нам необходимо существенно повысить уровень социально-экономического развития нашего Дальнего Востока.
Стратегическая задача Российской Федерации - увеличение количества союзников и постоянных партнеров на мировой арене.
Главными друзьями России должны стать Белоруссия, Украина и Казахстан. Ускоренное сближение этих стран будет основой наших решений во внешней политике. Оформление полноценного Таможенного союза, а затем и единого экономического пространства положит начало созданию нового Союза братских народов, что зафиксировано в Программе КПРФ. Одновременно Российская Федерация должна направить свои усилия на повышение роли ООН и ограничение влияния НАТО. Конечная цель - роспуск этого агрессивного блока.
Будущая Россия - миролюбивая, независимая, способная дать отпор любому захватчику и одновременно реализующая со всеми странами равноправные торгово-экономические связи. Такой наша страна может стать только под руководством КПРФ.
Либерально-демократическая партия России
Игорь ЛЕБЕДЕВ
руководитель фракции ЛДПР в Государственной думе РФ
Перефразируя известные слова Александра III, сегодня можно констатировать: у России есть два основных союзника - нефть и газ. И в этом плане мы не одиноки. Страны «ресурсного миллиарда» испытывают те же проблемы, что и наша страна. Основная из указанных проблем - экспансия США, не только экономическая, но и военная. Ливия - самый свежий пример. Особо я бы отметил, что Каддафи в последние годы всячески «стелился» перед «цивилизованными странами», прежде всего - перед США, но это ему не помогло. Как только возникла возможность, страны НАТО моментально присвоили силой ресурсы Ливии. Речь, разумеется, идет именно о ресурсах, в сказки о «распространении демократии» сегодня не верят даже самые наивные люди. И речь также, разумеется, о США, под полным контролем которых находится НАТО.
При этом именно ядерное оружие России является главным сдерживающим фактором на пути окончательного военного передела мира Соединенными Штатами. А из этого следует ведущая роль, которую Россия должна играть в общемировом сопротивлении этой агрессии. Фактически у нашей страны нет иного выхода: необходимо кристаллизовать вокруг себя новый полюс мира, альтернативный американскому. Прототипом, зародышем этого полюса является БРИКС, но сюда еще следует присоединить страны «славянского мира» - прежде всего Украину и Белоруссию, а также ряд других бывших советских республик. Таким образом, единственный - и естественный - шанс для нашей страны восстановить былой авторитет - это вновь взять на себя роль «второго полюса», ту роль, которую прежде играл СССР.
Несмотря на все сказанное выше, я бы воздержался от терминов «друзья» и «враги». Те же американские руководители, посылая авианосцы в тот или иной регион, мыслят вовсе не в политических, но, скорее, в корпоративных терминах. Для них это не войны, а «недружественные поглощения». Американским атакам на наши общие ресурсы следует противопоставить, как я сказал, стратегический союз «ресурсного миллиарда» (ШОС, АТЭС, БРИКС) и стран «славянского мира» СССР во главе с Россией.
Это вовсе не союз «друзей». Китай, к примеру, сам претендует на ведущую роль среди стран «ресурсного миллиарда», а значит, является нашим основным конкурентом внутри «второго полюса». Экономическая мощь Китая общеизвестна. Отсюда вытекает и его военная мощь, обусловленная также огромным - по сравнению не только с Россией - количеством населения. Но зато по ядерному оружию Россия превосходит Китай, и данное превосходство обязательно должно сохраняться, если мы не хотим навсегда утерять не только шанс на ведущую роль, но и потерять Россию как таковую.
Но помимо «системных» конкурентов есть «несистемные», аналог криминальных «беспредельщиков». Я говорю о радикальном исламе. Подчеркиваю: не о религии, а о политическом течении. И если с любыми нашими противниками так или иначе возможны какие-то договоренности, то здесь не место компромиссам. Радикальный ислам - враг всему миру, всем его «полюсам».
Бывшие союзные республики - наши естественные младшие партнеры. Важно, чтобы их лидеры сами понимали: речь идет не о «дружбе», а о стратегическом партнерстве, которое им зачастую нужнее, чем нам. Хотят ли эти лидеры разделить судьбу Каддафи? Теперь уже всем понятно: никакое «низкопоклонство перед Западом» им не поможет.
А значит, в отношениях с бывшими союзными республиками России не следует идти ни на какие немотивированные уступки. Никаких газовых льгот Украине, жесткая позиция по Черноморскому флоту, ответ санкциями на любые русофобские действия - прежде всего я имею в виду атаки на русский язык.
И разумеется, надо разобраться с наркотрафиком, идущим через Казахстан и Таджикистан. Здесь, как и в случае с радикальным исламом, нет места компромиссам.
Партия «Справедливая Россия»
Сергей МИРОНОВ
лидер «Справедливой России», руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе РФ
Авторитет России на международной арене обеспечивается прежде всего экономическим подъемом страны, ростом благосостояния наших граждан, укреплением и развитием демократических институтов нашего общества.
В современном мире значительно выросла роль общественной дипломатии. Это эффективный инструмент внешнеполитического влияния. Считаю, что необходимо активнее задействовать в этом направлении и ведущие российские партии. «Справедливая Россия», являясь членом «Социнтерна», успешно продвигает интересы нашей страны в международной социал-демократической среде по самым разным вопросам. Я уже несколько лет работаю в Комиссии Социнтерна по устойчивому развитию, которая занимается проблемами изменения климата. В декабре на Всемирной конференции по климату в ЮАР будет определяться мировая политика по этим вопросам. Россия должна во весь голос заявить свою позицию, и делать это нужно уже сейчас, через экологическую и научную общественность нашей страны.
Внешняя политика России должна формироваться исходя из интересов народа. Мы просто обязаны выстраивать дружеские взаимоотношения со всеми странами во имя демократии и справедливости во всем мире. Именно так ведут себя сильные державы. Поиск врагов - это удел слабых и показатель политической несостоятельности.
Сегодня бывшие союзные республики - это суверенные государства. И строить свои отношения с ними нужно исходя из международного права. Другое дело, что нас связывает с этими государствами опыт совместной экономической деятельности, общая история и культура. Это огромный политический ресурс, который мы должны активно развивать. Сегодня на повестке дня стоит вопрос углубления процессов интеграции СНГ. «Справедливая Россия» вносит свою посильную лепту в развитие дружеских отношений с нашими соседями: мы постоянно сотрудничаем с социалистическими и рабочими партиями стран СНГ. В Москве нами были проведены несколько представительных международных форумов социалистических партий этих стран. На мой взгляд, именно активное восстановление общественных связей, культурный, научный, образовательный обмен и сотрудничество позволят создать уже в ближайшем будущем межгосударственный союз, по масштабу сопоставимый с ЕС. Уверен, нам нужно двигаться именно в этом направлении.
Партия «Яблоко»
Сергей МИТРОХИН
председатель партии «Яблоко»
Россия должна вести стабильную, предсказуемую внешнюю политику, основанную на ее национальных интересах. Нам надо меньше ориентироваться на маргинальные страны современного мира, а строить взаимовыгодное сотрудничество с развитыми странами. Приоритет - государствам Евросоюза, необходимо стремиться к большей интеграции с ними и добиваться безвизового въезда для наших граждан. Кроме того, России необходимо последовательно выстраивать дружественные отношения с США. Имеет смысл вернуться к идее стратегического партнерства как с Евросоюзом, так и с Америкой. Также Россия должна добиваться создания совместной системы противоракетной обороны с НАТО, с Западом. Это для нашей страны исключительно выгодно - в том числе для того, чтобы предотвратить планы одностороннего размещения ракет, которые могут быть направлены против России. В последние годы партнерство с НАТО официально декларировалось российскими властями, но на деле так и не приняло реальных очертаний. Такое партнерство позволит увеличить влияние нашей страны на те решения, которые принимаются Западом.
Ну и конечно, нужно создавать условия для продвижения отечественных товаров и отечественного бизнеса за рубежом. В то же время отношение к вступлению России в ВТО у меня настороженное. Мы еще не решили массу экономических проблем внутри страны, поэтому вступать в эту международную организацию преждевременно. У нас на прилавках и так исключительно импортные товары. И, вступив в ВТО, мы можем просто добить отечественного производителя. Однако в перспективе эта идея правильная.
Что касается выстраивания отношений с бывшими советскими республиками, Россия должна активно с ними сотрудничать - двигаться к полноценным договорам об экономическом сотрудничестве и стремиться к интеграции при соблюдении их суверенитета и государственности. В то же время наша страна не должна поощрять диктаторские режимы. Мы не должны забывать и о своих соотечественниках - русскоязычных гражданах, которые живут сегодня в Туркмении, Узбекистане и целом ряде республик бывшего СССР. Там они часто преследуются, подвергаются репрессиям и дискриминации, в том числе по национальному признаку. Россия должна жестко требовать от всех авторитарных режимов на просторах СНГ соблюдения базовых прав человека. То же самое касается и прибалтийских стран - в первую очередь Эстонии. Напоследок замечу, что нам нужно цивилизованными, законными методами свести к нулю незаконную миграцию.
Партия «Правое дело»
Андрей ДУНАЕВ
заместитель председателя, руководитель исполкома партии «Правое дело»
Самый яркий пример того, как внутренние проблемы влияют на международный имидж России, - это непобежденная коррупция. Именно она мешает повышению инвестиционной привлекательности российской экономики. Система взяток, «откатов», чиновничьего произвола, «крышевания» бизнеса отпугивает зарубежных партнеров, которые готовы были бы вкладывать средства в совместные с россиянами проекты. Как следствие, мы теряем налоговые поступления и рабочие места, лишаемся доступа к современным технологиям, не можем выйти на новые рынки сбыта российской продукции.
Одновременно новейшие средства коммуникации открывают перед нами новые возможности, которые еще совсем недавно казались фантастическими. Современный человек может жить в одной стране, получать образование во второй, работать - в третьей, а проводить отпуск - в четвертой. Эти возможности делают человека восприимчивым к культуре и традициям разных стран, к ценностям свободного общества. Задача государственной власти - создать максимально удобные условия для культурного обмена, для свободы передвижений, выбора места работы, учебы и отдыха.
Внешняя политика России по сей день находится во власти стереотипов, многие из которых сформировались еще в годы холодной войны. Разделение зарубежных партнеров на «друзей» и «врагов» - один из пережитков холодной войны, и сейчас под этим углом зрения невозможно рассматривать мировую политику. Угрозы и риски внешней политики нужно уметь оценивать объективно, исходя из реальности глобализирующегося мира. Не только отношения России и США, вообще вся внешняя политика нашей страны должна пройти «перезагрузку». Реализм, прагматизм, четкое понимание российских интересов за рубежом - эти качества сегодня по-прежнему в дефиците.
В отношениях с государствами - бывшими республиками Советского Союза должно быть как можно меньше политики, зато как можно больше экономического прагматизма. Комплекс «старшего брата» в России пора забыть, Россия на пространстве СНГ - равный среди равных партнеров. Для того чтобы в рамках СНГ шли нормальные интеграционные процессы, совершенно не обязательно создавать какие-либо эфемерные политические альянсы - наши экономики и без того тесно взаимосвязаны, развитие бизнес-интересов - это лучшая стратегия для стран СНГ.
Бизнес сам знает, с кем ему выгодно вести дела. Нужно всячески приветствовать европейскую интеграцию наших партнеров по СНГ, так как это позволит сделать их внешнюю политику более предсказуемой.
Партия «Патриоты России»
Геннадий СЕМИГИН
председатель партии «Патриоты России»
Важнейшим шагом на пути укрепления авторитета и влияния России на международной арене является мощное развитие национальной экономики, выход нашей страны в число мировых экономических лидеров. Именно эту задачу решает предложенная нашей партией стратегия Национального прорыва, которая прежде всего подразумевает создание условий для незамедлительного научно-технологического прогресса и мощного экономического рывка. Хорошо известно: в современном мире уважают сильных.
Второй шаг - это формирование хорошо обученных, боеспособных и оснащенных современными вооружениями, способных к отражению любых внешних угроз российских армии и флота. Это укрепление нашего ядерного щита, развитие космической отрасли. Здесь речь не идет о начале новой гонки вооружений, но весь мир должен понимать, что Россия способна отстоять свой суверенитет и свою территорию. Это принципиально важно.
В-третьих, нам необходимо закрепить, что главной задачей российской внешней политики должно стать отстаивание на международной арене наших национальных и народных интересов, которые должны быть четко определены.
На этой основе России предстоит сформировать блок наших стратегических партнеров и союзников в мире, выстраивая с ними взаимовыгодные отношения. Тем самым задавая новый тренд на международной арене, альтернативный принятому в последние десятилетия - подчинение слабого воле сильного. Мы должны настаивать на недопустимости дальнейшего расширения НАТО, последовательно выступать против навязывания всему миру западных ценностей, стандартов и образа жизни.
Прежде всего это касается отношений с бывшими союзными республиками. Здесь Россия просто обязана выступить инициатором и организатором собирания Русского мира, максимально ускоряя интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Нужно во всеуслышание ставить вопросы о восстановлении исторического единства русского, белорусского и украинского народов как единого великорусского народа и двигаться в направлении создания единого государства. Настало время России защитить русских соотечественников, проживающих на территории бывшего СССР, открыть границы для тех из них, кто захочет приехать и жить в Российской Федерации, максимально упростить для них процедуру получения российского гражданства и обустройства на новом месте.
В следующий раз представители партий подискутируют о проблемах жилищно-коммунальной сферы