«7 вопросов для 7 партий»: Обсуждаем проблемы образования

В каких реформах нуждается сегодня средняя и высшая школа в России? Надо ли отменять ЕГЭ? Так ли уж необходимо всеобщее высшее образование?

 

Партия «Единая Россия»
Николай БУЛАЕВ
депутат Государственной думы РФ, член фракции «Единая Россия», член думского комитета по науке и наукоемким технологиям, координатор партийного проекта «Модернизация образования»

Слово «реформа», на мой взгляд, не совсем удачное, тем более когда речь идет о системе общего и профессионального образования. Те процессы, которые сегодня происходят, более удачно было бы называть модернизацией общего и профессионального образования. Этот процесс модернизации, процесс совершенствования нельзя остановить, потому что жизнь заставляет систему образования адекватно реагировать на требования времени.

Как известно, председатель правительства России Владимир Владимирович Путин поставил три основные задачи по модернизации системы общего образования - это прежде всего решение проблемы заработной платы учителей (она не должна быть меньше средней зарплаты по экономике региона), решение жилищных проблем учителей - это проект «Учительский дом» и ипотека для молодых учителей - и, наконец, создание нормальных рабочих условий в самой школе посредством приобретения нового оборудования, позволяющего обеспечить учебный процесс на современном уровне.

Мы вводим новые образовательные стандарты, в настоящее время - в начальной школе, потом - в основных и старших классах. Мы обязаны создать условия для реализации этих стандартов, и это напрямую пересекается с тремя задачами, поставленными председателем правительства. Ведь создать условия для реализации новых образовательных стандартов - дело затратное, и сейчас очень удачный момент - никогда еще такие большие бюджетные средства не доходили до школы, и мы должны использовать их в полной мере.

Что касается высшей школы, то за последние годы здесь произошли большие изменения. Появилась большая конкуренция между вузами, ведь количество бюджетных и внебюджетных мест в аккредитованных вузах значительно превышает количество выпускников российских школ. В этой конкуренции сегодня побеждают те вузы, которые предоставляют более качественное образование, обучают по востребованным специальностям и имеют в наличии современную инфраструктуру - учебные корпуса, общежития, спорткомплексы, столовые и т. д.

Отменять ЕГЭ нецелесообразно. Мы восемь лет проводили эксперименты, которые показали как сильные, так и слабые стороны Единого госэкзамена. Тем не менее выпускники школ уже адаптировались к ЕГЭ, и, как показывают опросы среди самих выпускников, абсолютное большинство ребят его поддерживают. Я считаю, что по этому поводу нужно разговаривать с самими выпускниками школ.

Нашему обществу и экономике страны необходим «паритет» между носителями качественного среднего и высшего профессионального образования. При этом наличие высшего образования еще никому не повредило.

 

Коммунистическая партия Российской Федерации
Геннадий ЗЮГАНОВ
лидер КПРФ, депутат Государственной думы РФ

Прежде всего надо немедленно остановить гибельные реформы «по Фурсенко». Необходимо вернуть народу величайшее завоевание советской власти - всеобщее бесплатное образование. Надо прекратить бездумное закрытие вузов и школ. Следует также возродить профессионально-техническое образование. Труд преподавателя должен быть достойно оплачен, а его престиж - укрепляться. Каждого школьника необходимо обеспечить горячим питанием. Компартия также выступает за радикальное увеличение студенческих стипендий: для малообеспеченных студентов социальная стипендия должна доходить до прожиточного минимума, а академическая для хорошо успевающих - до 80 процентов от него.

Ни одна страна в мире не провела успешной модернизации, не вкладывая в образование меньше 7 процентов от ВВП. Поэтому КПРФ предлагает увеличить государственные расходы на систему просвещения до 10 процентов от ВВП.

В качестве мер государственной поддержки надо использовать не менее половины средств Резервного фонда на цели образования. Компартия требует осуществлять финансирование общеобразовательных школ из федерального и регионального бюджетов по принципу 50/50. Также КПРФ выступает за восстановление полной финансовой самостоятельности и гарантированного бюджетного обеспечения всех учебных заведений, отказ от так называемого «подушевого финансирования». Ведь эта система уничтожает сельские школы, где учится небольшое количество детей. А когда гибнет школа, уходит жизнь и из всего села.

Что касается ЕГЭ, то необходимо предоставить выпускникам право выбора и позволить засчитывать его результаты при поступлении в высшие учебные заведения только на добровольной основе.

Мы выступаем категорически против сокращения числа вузов и студентов - это противоречит общемировой тенденции развития массового образования, усиливает социальное неравенство, тормозит развитие высоких технологий и ставит крест на модернизации страны. Россияне живут в информационном обществе, когда знание - это самый ценный товар. Отвергать его - значит проиграть. Мы не поддержим ни одного решения, следствием которого может стать ограничение права на образование для граждан России или рост неравенства их образовательных возможностей.

Кстати, вот какой мы видим информатизацию образования: бесплатный ноутбук - каждому студенту, бесплатный доступ в Интернет - каждому учащемуся.

Это лишь немногие позиции, которые содержатся в альтернативном законопроекте КПРФ под названием «Образование для всех». Кстати, недавно он обсуждался на Конгрессе российского образовательного сообщества в Москве и получил поддержку подавляющего большинства его участников.

 

Либерально-демократическая партия России
Игорь ЛЕБЕДЕВ
руководитель фракции ЛДПР в Государственной думе РФ

ЛДПР уже давно и решительно выступает за то, чтобы в вузы нашей страны осуществлялся прием абсолютно всех желающих без экзаменов. Возможность поступить в университет и получить высшее образование должны иметь абсолютно все без исключения. Каким образом осуществить этот подход? Довольно просто. В вуз набираются все подавшие заявление и учатся до первой сессии. Затем по результатам либо первого года обучения, либо первой сессии происходит естественный отбор студентов. Кто справился и успешно сдал экзамены, проявил настойчивость и рвение в учебе - остается. Все неуспевающие - отчисляются. Получается честно и объективно. Сама собой отпадает ситуация, когда абитуриенты поступают за деньги, а потом не посещают занятия и учатся кое-как.

Общее среднее образование должно быть бесплатным, так как право на его получение гарантирует Конституция. Изменения, предлагаемые в настоящее время Министерством образования, когда одни предметы ученики будут изучать бесплатно, а другие по выбору - за деньги, - вопиющее нарушение. Ни в коем случае нельзя допустить подобной ситуации! Это прямое нарушение прав граждан. Это существенно снижает качество образования, ведет к деградации, к оболваниванию нации.

Много дискуссий велось вокруг ЕГЭ. Идея унифицировать систему проверки знаний учащегося во всей РФ - великолепная: одни и те же тесты и в селе, и в городе, равные шансы для всех… Но, к сожалению, как часто у нас бывает, все хорошее разбивается о суровую действительность. Мы видим, как проходит сдача ЕГЭ. Откуда у нас выпускники с самыми высокими баллами? Кто лучше всех в стране учится и делает это практически на грани гениальности, получая зачастую 100-балльные результаты? Эти вундеркинды в большом количестве обнаруживаются в Кавказском регионе. Это сухие факты, статистика. Вы верите в то, что все эти результаты - честные? Лично я - сомневаюсь. Вопиющий случай произошел этим летом, когда за учеников ЕГЭ сдавали студенты. Кто виноват? Виноваты все, и все должны быть наказаны. Но о чем говорит нам эта ситуация? Система не работает. Поэтому даже несмотря на то, что некогда лично я и возлагал надежды на ЕГЭ, все-таки надеясь на «светлое будущее», сегодня вынужден признать, что мы должны посмотреть правде в глаза и от этой формы проверки знаний отказаться.

Говоря о том, существует ли опасность всеобщего высшего образования, отвечу - конечно, нет. При нынешней системе подавляющее число желающих это образование получить не имеют такой возможности. Система образования погрязла в коррупции, впрочем, как и всё у нас.

 

Партия «Справедливая Россия»
Алексей КОВАЛЕВ
депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член фракции «Справедливая Россия», член постоянной комиссии по образованию, культуре и науке

Российская средняя и высшая школа нуждается в возврате к системе обучения, которая существовала в советское время. Сегодня в России фактически утрачено фундаментальное образование. Наша партия считает необходимым его возрождать. Также нам представляется важным вернуться там, где это возможно, к пятилетнему сроку подготовки специалистов в вузах - путем отказа от двухуровневой системы обучения. Последствия «болонизации» системы высшего образования дают о себе знать уже сегодня, поскольку люди, получившие за четыре года диплом бакалавра, не востребованы на рынке труда и не имеют того багажа знаний, который позволял бы им стать квалифицированными специалистами. Их следовало бы до­учить и присвоить квалификацию «специалист». Это единственный выход, который я вижу. К счастью, у нас еще остались преподаватели, которые могут чему-то научить...

Что касается ЕГЭ, здесь мы всегда твердо обозначали свою позицию: его нужно срочно отменять. ЕГЭ - это диверсия против нашего среднего и высшего образования. Детей больше не учат думать - их натаскивают на определенные схемы ответов. А высшая школа в итоге заполняется людьми, не имеющими способностей и какого-либо представления о науках, которыми собираются заниматься. Высшие баллы по ЕГЭ получают в северокавказских республиках, российской глубинке, где все решается клановыми связями. Порой не зная даже русского языка, выходцы из этих регионов приносят в вузы 100-балльные оценки по ЕГЭ. Но это же абсурд! Очевидно, что речь идет о тотальной коррупции...

Что касается «всеобщности» высшего образования, если рассуждать абстрактно, то это позитивный фактор. Проблема в другом - в качестве этого самого образования: в нынешнем виде оно, конечно же, не нужно. Ведь в 70 процентах высших учебных заведений, многие из которых гордо именуются университетами, никто никого ничему обучить не может. Поэтому я считаю правильным сконцентрировать все бюджетные места в лучших государственных вузах, которые еще не утратили свой преподавательский состав и традиции подготовки специалистов. В то же время коммерческие места в них нужно ликвидировать. Остальные вузы, не относящиеся к так называемому «первому эшелону», могут продолжать работать и давать образование тем, кто не в состоянии сдать вступительные экзамены на «бюджет», но может оплатить свое менее престижное и качественное образование.

Добавлю, что в России нужно создавать систему непрерывного образования, которая на сегодняшний момент отсутствует. Она должна быть выстроена таким образом, чтобы человек учился и переучивался всю жизнь и постоянно повышал свою квалификацию. Причем - совершенно бесплатно, за бюджетный счет.

 

Партия «Яблоко»
Максим РЕЗНИК
председатель Санкт-Петербургского регионального отделения партии «Яблоко»

Чтобы ответить на вопросы «Смены» о российской системе образования, для начала надо понять: а нужны ли нынешним властям образованные люди? Мой ответ: нет, не нужны. Образованного человека сложнее оболванить, одурачить, наврать ему, заставить поверить в то, что говорят по телевизору… И отсюда - многие проблемы нашего образования.

Средней школе сегодня не хватает, во-первых, материальной базы - начиная от компьютерных классов и современных спортивных залов и заканчивая зарплатой учителям. Чтобы талантливые педагоги шли в школу, они должны иметь возможность не только учить детей, но и кормить на свою зарплату семью. Образование должно стать для России приоритетом № 1 - это лучшие инвестиции в будущее.

Во-вторых, меня тревожит содержание некоторых школьных предметов. Как историка, меня, например, удручают попытки переписать историю и поставить ее на службу политическому режиму.

В-третьих, школа должна способствовать социализации ребенка, чего сейчас нет. Мы должны не просто дать ему сумму знаний, а подготовить его к взрослой жизни. А когда в классах по 30 человек, заниматься конкретным ребенком невозможно физически.

Теперь что касается ЕГЭ. Сама идея ЕГЭ абсолютно верная, в нее заложена антикоррупционная направленность. Другой вопрос, что эту систему нужно значительно совершенствовать. Школу, на мой взгляд, сегодня следовало бы освободить от обязательного ЕГЭ. А у вузов должен быть выбор - ЕГЭ или традиционная система экзаменовки. Уверен, что в конечном счете вузы, которые сделают выбор в пользу ЕГЭ, в будущем получат более качественного студента.

Кроме того, как высшей, так и средней школе, на мой взгляд, нужно давать больше самостоятельности. Проблема в том, что на существующую вертикаль власти у нас насадили всех и вся, в том числе и образование. Никогда такого в России не было, чтобы преподавательский состав вузов даже не имел возможности самостоятельно выбирать ректора. А сейчас это происходит повсеместно.

Ну а в том, чтобы высшее образование стало «всеобщим», лично я ничего страшного не вижу. Невозможно решать задачи XXI века без образованного населения. Да и тягу населения к высшему образованию осуждать нельзя. Хотя, когда как грибы после дождя растут всевозможные институты бизнеса и балета, это не может не вызывать тревогу. Например, сегодня почти повсеместно появились политологические кафедры в вузах. Меня это сильно удивляет: стране, где политики как таковой практически нет, столько политологов не нужно. Поэтому государство, на мой взгляд, должно начать формулировать заказ на подготовку специалистов в отдельных отраслях экономики.

 

Партия «Правое дело»
Григорий ТОМЧИН
председатель ревизионной комиссии партии «Правое дело»


Перемены в системе образования нужно начинать со средней школы.

Мы считаем, что школа должна быть передана из-под контроля чиновников под контроль общественности, то есть наш с вами!

Сегодня финансирование школьного образования совершенно непрозрачно - ни для родителей, ни для общественности. Мы предлагаем откорректировать бюджетное законодательство, закрепив в нем строку - «текущее финансирование одного ученика средней школы в год». При этой системе родители будут заключать договор со школой, согласно которому школа обязуется предоставить необходимые знания. Исходя из количества заключенных договоров школа и получает финансирование - безо всяких посредников в виде различных органов власти вроде районных отделов образования. Простая и эффективная система: есть ученик - есть деньги на его обучение!

Деятельность школы должна регулироваться попечительским советом школьного округа, в который входят родители, представители общественности, авторитетные граждане - то есть люди, непосредственно заинтересованные в том, чтобы школа давала их детям качественное образование.

Система ЕГЭ - это не столько контроль за знаниями ученика, сколько контроль государства за работой школы. Оценивается не ученик, а учитель и директор школы.

Мы предлагаем изменить систему: контролировать качество образования должно не государство, а все тот же попечительский совет школьного округа. Контролировать с помощью ЕГЭ и делать соответствующие выводы, опять же без участия чиновников!

Сегодня существует опасность профанации понятия «высшее образование». Работодатель сталкивается с ситуацией, когда приходящий к нему молодой специалист с красным дипломом оказывается не способным решить ни одну задачу. Учебному заведению сегодня безразлично, как сложится судьба выпускника после окончания обучения. Ситуация изменится, если учебные заведения будут отвечать перед заказчиком, для которого они готовят специалистов. Будут плохо работать - не получат нового заказа на подготовку кадров!
Поэтому бизнес должен стать полноправным партнером в реформировании системы образования. Сегодня очень мало предприятий, которые готовы нести затраты на подготовку специалистов и затем гарантировать их трудоустройство. Это дорого, а прибыль придет не скоро.

Мы предлагаем налогово стимулировать бизнес, чтобы ему было прибыльно участвовать в подготовке специалистов. Вкладывая средства в образование, бизнес, во-первых, получает сотрудника-профессионала, а во-вторых, выполняет важную социальную миссию, инвестируя в училища и вузы, при этом также создавая новые рабочие места.

 

Партия «Патриоты России»
Олег КОРЯКИН
председатель комитета Санкт-Петербургского регионального отделения партии «Патриоты России»


На наш взгляд, главная цель, к которой нужно стремиться в развитии всей системы отечественного образования, - это обеспечение его высокого качества при сохранении доступности для всех граждан, независимо от места их проживания или уровня доходов семьи. Сегодня ситуация ровным счетом обратная: качество всех ступеней российского образования неуклонно падает (если раньше по уровню образования наша страна входила в тройку мировых лидеров, то сейчас по этому показателю мы занимаем лишь 27-е место), а платность, то есть фактическая недоступность для большинства, возрастает. Это путь в никуда. Потому что необразованной нации не под силу модернизация страны. Образование по определению не может рассматриваться как «образовательная услуга», к которой применимы рыночные механизмы (а именно этот подход нам сейчас навязывают). Это сложная система воспитания и поддержки развития культурного и интеллектуального ядра общества. И отношение государства к образованию должно быть соответствующим.

Мы считаем, что в первую очередь в России должно неукоснительно соблюдаться отраженное в Конституции право каждого гражданина на бесплатное общее среднее образование. Уже сегодня в нашей стране, по экспертным оценкам, около 2 миллионов неграмотных детей, не посещающих школу. Около двух тысяч школ ежегодно закрываются по всей России, значительная часть из них - на селе. Это категорически недопустимо! Предложенный чиновниками Министерства образования федеральный образовательный стандарт не выдерживает никакой критики и должен быть кардинально переработан. В нем обязательно нужно сохранить такие преимущества советской школы, как фундаментальность и основательность, стандарты должны быть едиными для всей страны.

Что касается перспектив введения всеобщего высшего образования, то рано или поздно к этому придут все развитые государства, и опасаться здесь совершенно нечего. Например, Япония с 2010 года перешла к обязательному всеобщему бесплатному высшему профессиональному образованию и тратит на свою систему образования ежегодно 14 процентов ВВП. И в результате входит в тройку ведущих экономик мира. У нас, как вы знаете, наблюдается абсолютно обратный тренд. Качественное высшее образование в России все больше становится привилегией избранных. И кстати, ЕГЭ не выполнил задачи искоренения коррупции в сфере высшего образования. Уверен, что тема его эффективности еще не закрыта.

В следующий раз представители партий подискутируют о внешней политике России

 

Политновости

Без Зайцева и Губанкова
Минувшая неделя оказалась богата на отставки. По собственному желанию покинул пост главы городского Комитета по культуре Антон Губанков. Наиболее вероятным кандидатом считается директор Михайловского театра Владимир Кехман. А прокурор Санкт-Петербурга Сергей Зай­цев ушел на повышение - в Генеральную прокуратуру РФ. Его преемником, вероятно, станет прокурор Ленобласти Сергей Литвиненко.

Миронов расстался с коллекцией минералов
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов передал свою коллекцию минералов московскому Музею геологии им. Вернадского. На минувшей неделе там открылся его персональный зал. Как известно, еще до начала своей политической карьеры Миронов объездил с геологическими экспедициями весь Советский Союз. Результатом этих поездок стала богатая коллекция минералов: в общей сложности - более тысячи экземпляров. До недавнего времени ими могли полюбоваться лишь близкие друзья политика в его кабинете в Совете Федерации, теперь эту красоту увидят все желающие.

«Правое дело» идет в народ
Санкт-Петербургское отделение партии «Правое дело» открыло общественную приемную. По словам лидера регионального списка на выборах в Госдуму и ЗакС Артура Пахомова, это шаг партии в народ. Консультанты не только помогут в решении конкретных проб­лем горожан, но и выслушают предложения по улучшению жизни в Петербурге. Приемная базируется в конференц-центре с символическим названием «Буржуа» на Варшавской улице.

Жириновский видит Петербург Петроградом
Владимир Жириновский посетил Петербург и провел встречу со студентами Университета информационных технологий, механики и оптики. Лидер ЛДПР высказал ряд довольно неожиданных идей. В частности, Владимир Вольфович предложил горожанам в рамках борьбы за чистоту русского языка задуматься над переименованием Санкт-Петербурга в Петроград, а Ленинградской области - в Нев­скую. «Русский язык надо беречь - это начало патриотизма», - заявил он.

12.10.2015