Анализ ситуации

Наша еда - «не наша» еда?


Что необходимо сделать, чтобы Доктрина продовольственной безопасности России реализовалась на практике, а не только на бумаге


В январе 2010 года президентским указом была утверждена Доктрина продовольственной безопасности России. В ней говорится о необходимости развития отечественного агропромышленного комплекса, а также надежного обеспечения населения продовольствием. Однако многое ли изменилось за последние два года? К сожалению, почти ничего. Петербург, например, по-прежнему примерно на 80 процентов обеспечивается импортными  продуктами питания. В чем же причина сложившейся ситуации? Об этом говорили участники «круглого стола», состоявшегося на прошлой неделе в пресс-центре БалтИнфо.

Откуда свинина? Из-за рубежа, вестимо


Термин «продовольственная безопасность» был введен ООН. Он подразумевает, что если государство импортирует более 80 процентов продуктов питания, оно попадает в зависимость от других стран. Ведь эти поставки в любой момент могут быть прекращены - и неизбежны голодные бунты. На данный момент Россия обеспечивает себя в достаточном количестве лишь мясом птицы, яйцом и зерном. Остальные продукты - свинина, говядина, молоко, молочные продукты и многие другие - в основном завозятся из-за рубежа.
- Доктрина продовольственной безопасности в 2010 году была встречена нашими сельхозпроизводителями на ура - на нее возлагали большие надежды, - рассказывает Юрий Трусов, генеральный директор ОАО «Ленптицепром». - Основная наша проблема заключается в том, что российское законодательство не было приведено в соответствие с этой Доктриной. А ведь наша реальная жизнь определяется именно законами! Между тем многие из них прямо противоречат Доктрине. Возьмем, например, действующий закон о госзакупках. Согласно ему, даже армия и флот могут обеспечиваться импортным продовольствием. Главный критерий - цена.
Также российские аграрии давно жалуются на Градостроительный кодекс. Чтобы возвести на месте старой фермы новую, производитель должен пройти семь кругов ада - сделать аэрофотосъемку местности, топографическую карту, заказать геологическую экспертизу и т. д. О какой модернизации производства на селе можно вести речь, если строительство фермы требует фактически тех же согласований, что и возведение дома на Невском проспекте?

Сети травят россиян


Это была крупная победа сетевиков, которые смогли добиться своего, то есть сохранения сверхприбылей. С сетевыми магазинами в России вообще сложилась парадоксальная ситуация: даже если отечественные аграрии выпустят столько молока и мяса, что смогут целиком заменить импортную продукцию, им просто не позволят это сделать. В супермаркеты и гипермаркеты их никто не пустит. А малый бизнес в России потихоньку загибается. В Петербурге, например, альтернативы крупным сетям уже нет.
- Сетевые магазины в большинстве своем принадлежат транснациональным корпорациям и, соответственно, больше заинтересованы в сбыте зарубежной продукции, а не отечественной, - говорит Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. - В итоге потребители получают более дорогую и менее качественную продукцию. Вы, например, задумывались когда-нибудь, почему у нас на прилавках так много голландских овощей и фруктов? Не потому ли, что один из крупнейших сетевых магазинов принадлежит голландской компании? А ведь Голландия лидирует по количеству удобрений, вносимых в почву! Получается, что, покупая голландский огурец, вы покупаете кожуру огурца с набором химикатов внутри...
Сетевые концерны фактически лишили отечественного производителя рынков сбыта. Чтобы исправить ситуацию, нужно ликвидировать их монопольное положение. Но это вопрос не только экономический, а скорее политический...


Юлия Фролова

12.10.2015