История первая
Дмитрий Безнасюк: «Тому, кто ищет стабильность, открывать бизнес противопоказано»
Свое первое дело Дмитрий Безнасюк с партнером открыл в 20 лет, это была компания по продаже автомобилей из Европы. Затем он стал одним из основателей компании «Эмпрана» - лидера на рынке подарков-впечатлений в России. В 2013 году успешно прошел стажировку в Японии в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. Сегодня бизнес Дмитрия - компания «Турбодилер», специализирующаяся на автоматизации размещения объявлений и помощи клиентам в продаже автомобилей.
- У вас за плечами два успешных бизнес-проекта, над которыми вы работали с самого начала. Расскажите, как развивается ваш нынешний бизнес Turbodealer.ru?
- В 2013 году я купил долю в компании Turbodealer.ru и сейчас являюсь одним из совладельцев компании. После моего прихода была создана IT-инфраструктура компании, фактически перезапущен весь бизнес и изменена сама бизнес-модель. За год количество клиентов выросло в 10 раз, компания начала оказывать услуги на всей территории РФ, став лидером на рынке автоматизации размещения объявлений для частных клиентов.
- Каковы принципы работы Turbodealer.ru?
- «Турбодилер» - это удобный сервис размещения объявлений для продажи любых автомобилей и других транспортных средств по всей России. Клиент размещает объявление у нас за 5 минут - мы автоматически размещаем его на всех ведущих автомобильных сайтах РФ, специально отобранных для каждого региона. Это помогает максимально быстро продать автомобиль - многие находят покупателя в первые же дни. А 80 процентов машин продается с помощью «Турбодилера» в течение одного месяца - это официальная статистика нашего портала.
- Иметь свой бизнес - это ваша мечта с детства?
- Да, сколько себя помню, всегда хотел иметь собственное дело. Для меня это возможность реализовать себя, донести свои идеи до людей, «материализовать» свои мысли. По натуре я свободолюбивый человек, а бизнес дает возможность самому влиять на конечный результат своего дела. Некоторые шутят, что с моей фамилией очень удобно строить собственное дело (по звучанию Безнасюк напоминает Бизнес). Меня и в детском саду дразнили «Бизнес». Тогда я не любил это прозвище, но сейчас, когда у кого-то возникают такие ассоциации, - улыбаюсь: бизнес есть бизнес.
- Расскажите о вашем участии в государственной программе поддержки предпринимательства. Насколько она была для вас полезной?
- При реализации одного из проектов я обращался за займами в Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Так как бизнес имел яркие сезонные циклы, кредитование в фонде помогало безболезненно сглаживать их, инвестировать в дальнейшее развитие и покрывать издержки. Выгодность займов заключалась еще и в том, что процент по ним был ниже рынка, это ключевая особенность данной программы.
- Как вы считаете, свое дело нужно открывать, когда есть стабильная работа и экономическая стабильность, чтобы при неудаче не остаться ни с чем, или только полное погружение в собственную идею приносит успех?
- Я считаю, что бизнес - это в первую очередь разворачивание идеи и полное в нее погружение. Все остальное - это приработок, который можно открывать и параллельно с наемной работой. Бизнес требует от тебя полной отдачи - во времени, в ресурсах, чем-то приходится жертвовать. В таком случае получается действительно что-то стоящее и полезное. Тому, кто ищет стабильность, открывать бизнес противопоказано. Собственное дело похоже на плавание - могут быть и шторма, и штиль, а можно и открыть новые земли или просто достичь цели своего «путешествия».
История вторая
Полина Недвига: «Вы получаете тот результат, который заслуживаете»
Бизнес-история Полины Недвиги - классическая схема превращения хобби в собственное дело. Магазин натуральной косметики и мыла «Zelenika» был открыт в 2013 году и сейчас набирает обороты. Мы поговорили с Полиной об устройстве и становлении ее бизнеса, конкуренции с известными брендами, западной модели малого бизнеса и вере в себя.
- Мыловарение - это хобби, переросшее в собственное дело, или просто удачная бизнес-идея?
- С 2009 года я занимаюсь мыловарением и изготовлением натуральной косметики. У меня очень чувствительная кожа, и то, что предлагалось в магазинах, не подходило. А натуральное, сделанное своими руками, кожа восприняла на ура. Я почти каждый день варила мыло, делала кремы, шампуни и многое другое. Делала для себя, знакомых и знакомых знакомых. Все это время мечтала о собственном магазинчике, и в какой-то момент все сошлось в одной точке: время, люди и возможности. И я открыла магазин «Zelenika» - такой, о котором всегда мечтала, - уютное пространство, где на длинных полочках горки ароматного мыла, шкафчики с органической косметикой и приятные запахи в воздухе.
- Что для вас было самым сложным при открытии бизнеса?
- Решиться! Выйти за рамки привычного, заняться тем, чем до этого не приходилось заниматься ни мне, ни моим знакомым. Я понимала, что свой бизнес - это огромная ответственность и риск, но решила, что нужно хотя бы попытаться исполнить мечту.
- Какой у вас штат сотрудников? Многие ли обязанности приходится брать на себя?
- На данный момент у меня один продавец, с ним мы работаем посменно. Да, я регулярно бываю в магазинчике и сама обслуживаю покупателей. Есть несколько человек на аутсорсинге - кто-то помогает с раскруткой, кто-то с бухгалтерией. Я сама варю мыло, придумываю, планирую и решаю вопросы. Мои клиенты знают, что всегда можно написать мне в социальной сети - и я отвечу. Я держу руку на пульсе.
- Вы открыли свой бизнес не так давно, как идут дела с финансовой точки зрения?
- Сейчас период становления - вся прибыль тут же идет в бизнес: на закупку новых брендов, расширение ассортимента. «Zelenika» - молодой бренд, у меня за спиной нет мощных спонсоров, поэтому развиваемся постепенно и не так быстро, как, возможно, хотелось бы. Но даже в это непростое время бизнес устойчиво растет - и это радует. Значит, то, что я предлагаю, реально нужно людям.
- Как вы считаете, таким маленьким магазинчикам, как ваш, тяжело конкурировать с известными косметическими брендами или вы занимаете особую нишу?
- Нет смысла сравнивать апельсины и бананы - что вкуснее. Кто хочет косметику с лейблом, не станет покупать крем для лица в моем магазине, даже если он в 10 раз лучше. Ко мне приходят другие люди, более заинтересованные в качественных характеристиках средств - в натуральности состава, в его эффективности. Вообще, насколько я знаю, в нашем городе «Zelenika» - единственный магазин, работающий по принципу «попробовать натуральное - выбрать лучшее - только тогда поставить на продажу». И люди это ценят.
- Клиенты вашего магазина - кто они?
- Люди, которые вдумчиво относятся к тому, чем они пользуются. Среди моих клиентов примерно треть - аллергики. Много молодых мамочек. Все они сознательно выбирают натуральное. Заходят в магазин и мужчины: кто-то покупает для себя хорошее мыло, кто-то - за подарками.
- В Европе, особенно в маленьких городах, есть множество частных магазинов с очаровательными товарами, которые пользуются спросом и хорошо себя окупают. В России частные магазинчики, наоборот, редкость. Отдается предпочтение сетевым брендам. Как вы считаете, почему?
- Говорят, мы немножко отстаем. То, что популярно у нас, было несколько лет назад и там. Развитие всегда идет по синусоиде - сейчас мы уже пресыщаемся массовостью и одинаковостью и чаще хотим уникальное. Я вижу рост интереса к натуральному, к эксклюзиву. Мне кажется, сделать хороший, атмосферный маленький магазинчик трудно - бюджет очень ограничен, поэтому приходится мыслить нестандартно. Малый метраж не предполагает возможности забивать полки всем, что есть на рынке, ты постоянно сравниваешь и выбираешь - что пустить на свою территорию, а чему отказать. Здесь каждый неверный шаг очень быстро даст больно по голове. Зато и хорошие идеи, правильные шаги настолько же явные. И очень приятно получать письма благодарности от покупателей!
- Без какого качества невозможно стать предпринимателем?
- Без веры. Вера в то, что ты делаешь, в то, что это нужно, и в то, что ты сможешь. Если вы не верите в свой продукт - зачем в него верить другим? Если не верите в себя - растите, развивайтесь. Находите сотрудников, которые возьмут на себя те функции, которые вы сами не тянете.
- Какова ваша формула успеха?
- План захвата мира выглядит так: во-первых, продумайте этот самый план, во-вторых, следуйте ему. Просчитали, проконсультировались со специалистами, составили бизнес-план? Вперед, за работу! Если ленитесь - кто виноват? Вы получаете тот результат, который заслуживаете. Хотите большего - заслужите. В какой-то момент план придется пересмотреть. Изменится мир, изменитесь вы, изменятся обстоятельства. Это нормально. Скорректировали план - и снова идем на свою вершину олимпа.
Мария АНДРЕЕВА