Честный разговор
Василий Колташов: «Плавающий курс - беда для экономики»
Известный российский экономист уверен: «валютные качели» загоняют российскую промышленность в тупик
На недавнем Петербургском международном экономическом форуме прозвучала масса заявлений о том, что острая фаза кризиса пройдена, рубль стабилизировался, цены на нефть, похоже, достигли своего «дна» и даже пошли в рост. Но начавшиеся проблемы в еврозоне и греческий долговой кризис поколебали уверенность в завтрашнем дне: например, рубль на минувшей неделе снова серьезно ослаб. О том, почему оптимизм российских чиновников лишен каких-либо оснований, «Смене» рассказал известный экономист Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений.
Во всем виноват Кудрин
- Василий Георгиевич, почему заявления чиновников о том, что кризис миновал, вызывают сомнения у экономистов-профессионалов? Так приятно, когда члены правительства демонстрируют оптимизм и уверенность в завтрашнем дне!
- Правительственный оптимизм имеет весьма интересную историю. Наши чиновники были осторожными оптимистами, когда российская экономика начала оживать в 2010 - 2011 годах. А потом, когда экономика начала остывать, они почему-то, наоборот, стали демонстрировать большой оптимизм. Хотя уже в 2011 - 2012 годах их предупреждали, что вторая волна экономического кризиса может накрыть нас в любой момент, независимо от высоких цен на нефть. Чиновники были оптимистами в ожидании сочинской Олимпиады, говорили, что она обеспечит бурный рост нашей экономики и приток в нее инвестиций. Но именно в преддверии Олимпиады произошло первое заметное падение курса национальной валюты. Специалисты в тот момент прекрасно понимали, какие проблемы ждут Россию. Тем более что украинская экономика уже барахталась в волнах кризиса - это был конец 2013 года, еще при Януковиче. Наши чиновники были оптимистами и летом 2014 года, да такими, что на этом оптимизме можно было долететь до луны! А потом произошел уже настоящий обвал национальной валюты. И когда весной нынешнего года правительство попыталось развернуть движение рубля и укрепить его, фактически создав предпосылки для будущего нового обвала курса, снова мы видим этот оптимизм! А какая основа для него? Может быть, российская экономическая статистика? Нет. Может быть, позитивные процессы в российской экономике? Тоже нет! Это просто самопроизвольный оптимизм. Лично у меня нет сомнений, что нас ждет новая острая фаза кризиса и новый обвал рубля.
- Почему недавнее укрепление рубля вы считаете негативным фактором? И каков он должен быть - справедливый курс?
- Рубль укрепился благодаря нескольким факторам. Во-первых, благодаря заходу спекулянтов на рынок облигаций. Во-вторых, благодаря тому, что ЦБ бросил значительные валютные средства на поддержку отечественной валюты. Как мы помним, в декабре 2014-го доллар достиг отметки 80 рублей - это был максимум, который показал рынок. Вот и надо было зафиксировать уровень около 70 рублей за доллар. Такой курс позволил бы не реагировать на новые ухудшения в экономике. Однако благодаря нашему «великому» экономисту Алексею Кудрину, который «спас» Россию от всех экономических бед последних 15 лет, мы получили плавающий курс рубля. Именно Кудрин за него активно агитировал и его лоббировал. В итоге сперва все капиталы, которые только могли, играли в спекулятивную игру против рубля, затем - на стороне рубля… Они сперва валили рубль, потом - укрепляли. Им же безразлично, на какой стороне играть, - важна прибыль. И теперь все ждут новой партии. Это «плавание» вытягивает деньги из экономики. Зачем что-то строить и делать - надо просто покачаться на «валютных качелях» и потом подсчитать прибыль. Вот и вся логика наших капиталистов.
В кризисе не только Россия
- Когда вы ждете новую острую фазу кризиса? Лето переживем спокойно?
- Скорее всего - да, но уже осенью проявятся новые проблемы в экономике. Недавнее укрепление рубля подтвердило классический ступенчатый вход в кризис: резкое падение, стабилизация и успокоение, но потом - новое падение. Первое резкое падение было в конце 2013 - начале 2014 года. Второе - во второй половине прошлого года. И вот осенью-зимой 2015 года ждем новое падение. Одна из предпосылок для этого - то, что мировые цены на нефть находятся на невысоком уровне, к 70 долларам за баррель так и не прорвались. Для нас это недостижимая величина, потому что в депрессивном состоянии находится не одна Россия. Кстати, как бы ни пытались либералы внушить всем нам мысль, что, мол, плохо только в России из-за того, что Путин-де плохой, на самом деле в кризисе многие страны мира: БРИКС в рецессии, Европа из кризиса и не выходила, Китай каждый месяц теряет темпы экономического роста. Это мы прожили несколько лет в условиях стабилизации и оптимизма.
- А что должны делать власти, чтобы изменить ситуацию?
- Плохо, что у нас пока никто не предпринимает никаких действий, которые могли бы резко развернуть экономические процессы. У нас есть вялое сопротивление кризису - несколько миллиардов бросим тем, несколько - тем… Каким мог бы быть этот разворот? Например, объявлением грандиозной программы строительства жилья для россиян. Кстати, именно покупка населением жилья была внутренней основой экономического роста в 2010 - 2013 годах.
«Страну спасет протекционизм»
- Негативные прогнозы развития экономики связаны с продлением санкций против России?
- Я бы не преувеличивал значимость санкций. Санкции усиливают панический эффект в тот момент, когда кризис обостряется. Кризис - это же не повальный падеж скота, когда все умирает. Это - сокращение показателей и потеря уверенности в завтрашнем дне, снижение продаж и уровня жизни. Это не апокалипсис.
- 2016 год, на ваш взгляд, будет хуже 2015-го?
- Безусловно. В России и так 2013 год был хуже 2012?го, 2014-й - хуже 2013?го, 2015-й - хуже 2014?го… Мы по ступеньке спускаемся вниз. Чтобы начать обратное движение, надо совершить прыжок. А этот прыжок - изменение экономической политики. Я уже неоднократно повторял и повторяю: для этого надо поднять внутренний спрос и создать для внутреннего производства гарантированный рынок. Действовать не так, как наше правительство: давайте вкладывайте в российскую экономику инвестиции, а потом продавайте свои товары на мировом рынке. На мировом рынке вы ничего не продадите - он уже поделен и занят. Надо создать базу на внутреннем рынке - и государство это может сделать. Приведу пример. Можно создать унифицированную школьную форму и дать заказ легкой промышленности. Эта мера столетиями использовалась в кризис и в период революций: во многих странах вводили форму для чиновников, например для национальной гвардии во Франции. Можно было бы ограничить использование иностранных лайнеров и таким образом поддержать производство российских самолетов. Решений можно придумать массу, но все они должны носить протекционистский характер. Это политика поддержки собственного производства, которая начинается с поддержки внутреннего спроса. По-другому, думаю, этот кризис нам не преодолеть.
Ольга РЯБИНИНА