Сила энергии

В Сосновом Бору подросла атомная сестра

ЛАЭС-2 начнет работать уже через год

Эх, прощай, ЛАЭС-1! Хотя почему прощай? Ленинградская атомная электростанция, уже более 40 лет работающая в Сосновом Бору, пока что останется на месте. На некоторое время. Но под боком у нее, буквально через дорогу, подрастает мощная и суперсовременная «сестричка» - ЛАЭС-2. Вот у нее-то в 2015 году и состоится дебют: уже в апреле сюда должны привезти ядерное топливо и загрузить в реактор, физический пуск которого состоится ближе к декабрю. А в начале следующего, 2016 года начнется опытная эксплуатация первого энергоблока ЛАЭС-2. Это станет началом конца «старушки» ЛАЭС-1: ее реакторы один за другим остановятся навсегда.

Атомная стройка века
И это вопрос уже самой ближней перспективы: второй энергоблок новой станции будет запущен в 2019 году, а к 2026-му заработают третий и четвертый энергоблоки. Они будут вырабатывать не менее 32,8 млрд.кВт.ч в год. Сравним цифры: проектная выработка ныне действующей ЛАЭС-1 составляет 28 млрд. кВт.ч в год, что обеспечивает более 50 процентов всего энергопотребления Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дополнительные миллиарды энергии лишними не будут - их с нетерпением ждет весь Северо-Запад.
Но все это - дело будущего, пускай и очень скорого. А что же сейчас происходит в Сосновом Бору? О, там развернулось поистине эпическое действо, которое вполне можно назвать атомной стройкой века! По крайней мере под Петербургом работ такого масштаба с начала нынешнего столетия еще не проводилось. Впрочем, и не только под Петербургом: ведь ЛАЭС-2 стала первым проектом нового строительства в отечественной атомной отрасли после 20-летнего перерыва!
На площади в 80 гектаров на 129 различных объектах работает более 4000 человек. Причем все строители являются гражданами России: ведь объект-то стратегический, закрытый для иностранцев!
Как рассказал нам Николай Кашин, начальник отдела информации и общественных связей ЛАЭС-2, из желающих потрудиться на стройке вахтовым методом выстраиваются очереди, и, соответственно, есть возможность выбирать лучших из лучших.

Финны тоже так хотят
Гордятся здесь и тем, что 80 процентов оборудования сделано на российских предприятиях - вплоть до парогенератора, вес которого в сборе составляет 370 тонн! Тут уместно поговорить о том, как будет работать будущая электростанция. Правильное ее название - АЭС с ВВЭР-1200, то есть с водо-водяными энергетическими реакторами.
- ЛАЭС-1 забирает воду из Финского залива и сбрасывает охлажденную в него же, - объясняет Кашин. - А на ЛАЭС-2 будет замкнутый цикл: вода берется из залива, химически обессоливается, работает и в первом, и во втором контуре. После турбины пар попадает в две водоиспарительные градирни (высотой 150 метров каждая!), где сверху падает на охладители, а затем в бассейн. После этого вода опять попадает в работу на контур. В залив ничего не сбрасывается - с экологической точки зрения предприняты жесточайшие меры безопасности. Часть пара может испаряться из градирен, но речь идет уже только о дистиллированной воде, максимальный разнос которой составит 3 километра.
Электростанция, созданная по такому же проекту, уже 8 лет работает в Китае - это Тяньваньская АЭС. Но самое интересное, что наши ближайшие и очень осторожные соседи - финны - также подписали договор с Россией о строительстве подобной АЭС в Ботническом заливе! Значит, и мы можем надеяться на стопроцентную безопасность этого грандиозного сооружения.

Осторожность не повредит
И действительно, ЛАЭС-2 уникальна по степени защищенности: корпус реактора выдержит прямое падение самолета, конкретно - «Боинга-777» весом 400 тонн. Он также рассчитан на землетрясение силой 8 баллов. А еще - на цунами до 20 метров высотой. И это при том, что ЛАЭС-2 находится на отметке 25 метров над уровнем моря…
Впрочем, никакие предосторожности лишними не будут. Соседство атомной электростанции - факт для петербуржцев хоть и привычный, но тем не менее настораживающий. Достаточно вспомнить лето 2010 года, когда произошла внеплановая остановка четвертого энергоблока ЛАЭС: практически все горожане в этот день выпили йода. Просто так, на всякий случай! Ведь никакой аварии не было - была только паника. А всего лишь четыре года назад мир потрясла авария на японской АЭС в Фукусиме…
- Представьте себе, что пьете чай или кофе. - Николай Кашин приводит простые примеры, чтобы доказать безопасность будущего реактора. - Вот вы добавляете сгущенку. Что с ней происходит? Она оседает на дно. То же случится и здесь. У корпуса реактора - толстая стенка. Но даже если вдруг она расплавится, вся ее масса уйдет на минусовую отметку, под реактор. Там находится уникальное устройство - ловушка расплава. Масса попадает в нее и накрывается «жертвенным материалом» - борной водой. Тут же наступает охлаждение!
Здесь так и говорят: «Второй Чернобыль нам не нужен!» И гарантируют, что его не случится.

Визит напоследок
Если территория ЛАЭС-2 по понятным причинам закрыта для посещения, то на ЛАЭС-1 может попасть каждый петербуржец - разумеется, при соблюдении определенных условий.
- Простые экскурсанты к нам не приезжают, - объясняет Лариса Исаева, специалист Управления информации и общественных связей ЛАЭС-1. - Но если письмо с просьбой о посещении направляется руководству станции от какой-либо организации, то визит вполне возможен. Мы, конечно, принимаем организованные группы не каждый день, но достаточно часто. В заявке необходимо указать цель посещения, количество желающих посетить объект и их паспортные данные. И тогда - милости просим!
Это уникальный шанс увидеть «уходящую натуру»: ведь по мере того как заработает ЛАЭС-2, энергоблоки ЛАЭС-1 будут останавливаться. Заслуженная станция выработала свой ресурс - нормативный срок ее работы составлял 30 лет, а она трудится уже более четырех десятков! Но после закрытия помещения электростанции не будут заброшены - уже сейчас рассматривается вопрос о том, какие промышленные предприятия города и области могли бы перенести сюда производственные мощности, какие склады здесь расположатся. А в ближайшие 50 лет (именно таков расчетный срок службы ЛАЭС-2) Петербург будет получать энергию уже из другого источника.

Софья ВЕЧТОМОВА

Благодарим проект Pitertrip за помощь в подготовке материала.

12.10.2015