Взгляд мудреца
«Нужно устранять перекосы в экономике»
Анатолий Вассерман - о том, почему в еврозоне начался кризис
и как он отразится на России
Долговой кризис в еврозоне продолжает набирать обороты. Министр промышленности Норвегии Тронд Йиске на этой неделе сравнил происходящее с гибелью «Титаника» - вода уже начала заливать нижние палубы. И добавил, что всех нас ждут тяжелые времена. Действительно, Греция - это только нижняя палуба, а есть еще Испания, Италия, Португалия. Обратиться к ЕС за финансовой помощью во избежание банкротства готовится Кипр. Об истоках проблем еврозоны и путях их преодоления мы беседуем с известным публицистом, эрудитом Анатолием Вассерманом.
«Лечить нужно не только симптомы»
- Анатолий Александрович, почему, на ваш взгляд, в Евросоюзе снова разразился экономический кризис?
- Нынешний долговой кризис - продолжение процессов, идущих, к сожалению, не первый год, поскольку фундаментальные причины кризиса не устранены. Есть несколько вариантов ответа на вопрос, каковы же они. Например, известный аналитик Михаил Хазин видит главную причину кризиса в перекредитованности. Для поддержания благосостояния народов правительства долгое время организовывали все новые и новые кредиты. И в конце концов дошли до такого состояния, в котором уже невозможно их больше давать. Но я считаю, что перекредитованность - проявление более серьезной проблемы, а именно - проблемы выноса слишком большой части производств в регионы с дешевой рабочей силой. Сейчас значительная часть граждан тех стран, которые все еще именуют себя развитыми, оказалась фактически не у дел. В сущности они получают пособие по безработице, замаскированное под оплату фактически никому не нужного труда. Понятно, когда большая часть населения оказывается безработной, это рано или поздно разрушает всю систему жизнедеятельности общества. Но в любом случае - независимо от того, достаточно ли для анализа нынешнего кризиса трактовки Хазина или нужно учитывать более фундаментальные закономерности, - очевидно: вообще никто не пытается бороться с истинными причинами кризиса. Те, от кого это зависит, ограничиваются всего лишь устранением самых очевидных симптомов. Понятно, в таких условиях болезнь не пройдет. Если вы сильно простужены и у вас поднялась температура, то придется принять какое-нибудь жаропонижающее, чтобы просто восстановить собственную дееспособность. Но если вы ограничитесь приемом жаропонижающих и будете по-прежнему ходить в одной маечке в осеннюю промозглую, дождливую погоду - из простуды вы не вылезете.
- То есть кризис в Европе - это всерьез и надолго?
- Примерно так. Кризис всегда свидетельствует о фундаментальных перекосах во всей структуре экономики. Выйти из него можно, только устранив этот перекос, создав новую структуру. А пока власти пытаются продлить работоспособность старой структуры, естественно, все эти перекосы сохранятся. И с каждым шагом они будут бить по мировому хозяйству все болезненнее, поскольку ничего не исправляется.
- У вас есть рецепты, как выйти из экономического тупика?
- Рецептов много, и не только у меня. Лично я полагаю необходимым восстановление полноценных рабочих мест во всех странах, считающих себя развитыми. Это заведомо невозможно в нынешней экономической модели, ориентированной исключительно на получение прибыли любой ценой и любым способом. Поэтому я вовсе не уверен, что к этому рецепту прибегнут в обозримом будущем. Но рано или поздно другого выбора не останется. Вспомним предыдущую Великую депрессию, стартовавшую в 1929 году и окончательно сошедшую с мировой экономической сцены только в 1939-м - с началом Второй мировой войны. Тогда долгое время пытались ничего не менять в структуре экономики и лечили только внешние проявления кризиса - раздавали бесплатный суп безработным, уничтожали значительную часть продовольствия, чтобы поддержать высокую цену на него, и т. д. Но только когда в ведущих странах взяли все производство под прямое государственное управление (это было сделано в разных формах практически везде: от Германии до Соединенных Государств Америки), только когда вручную начали устранять все эти экономические перекосы, тогда наметилось движение в сторону от пропасти. И до большого социального взрыва дело дошло не везде.
«Грекам навязали чуждую систему потребностей»
- Почему в самом тяжелом положении сегодня оказалась именно Греция?
- Все отрасли местного производства долгие годы уничтожались прямыми предписаниями руководства Европейского союза. При таком массированном ударе по народному хозяйству страны надо удивляться не тому, что сегодня Греция фактически разорилась, а тому, что процесс разорения занял так много времени. Понятно, у разных стран разные точки поражения. Именно в Греции этих точек оказалось уж очень много. Поэтому для нее кризис оказался особо болезненным. Кроме того, надо принять во внимание: ранее образ жизни греков и их уровень повседневных потребностей были согласованны. Теперь же им фактически навязали систему потребностей, совершенно не соответствующую их реальной трудовой деятельности, приучили тратить больше, чем они зарабатывают. И это тоже привело к тому, что экономика Греции испытала значительно большие потрясения, чем экономика других стран Европейского союза.
- Насколько реален в ближайшие годы распад еврозоны и чем он грозит миру?
- Развал еврозоны сам по себе - как чисто техническая акция выхода каких-то стран из единого валютного пространства - не так уж страшен. На свете существует очень много стран, не пользующихся евро для взаиморасчетов. Более того, таких стран - большинство. И оттого, что это большинство увеличится еще на одну страну, в общем-то ничего страшного не случится. Но зона евро - это не только взаиморасчеты при торговле, это еще и взаимное кредитование на единых условиях. Сейчас значительная часть резервов основных коммерческих банков Европы - долговые обязательства других стран еврозоны. Если Греция выйдет из зоны евро, ее долговые обязательства будут пересчитаны из евро в новую валюту. Причем заранее ясно: этот пересчет пройдет по курсу, очень невыгодному для кредиторов. То есть выход Греции из зоны евро - вежливое обозначение полного отказа от погашения своих долгов. Собственно, эта страна уже сейчас отказалась от погашения своих долгов - через их реструктуризацию на условиях, мягко говоря, не очень выгодных для кредиторов. Но пока есть надежда на возвращение хотя бы их части. После официального выхода Греции из зоны евро такой надежды вовсе не останется. Все крупные коммерческие структуры, держащие долговые обязательства Греции, в этом случае испытают очень серьезные потрясения. Во избежание этих потрясений они давят изо всех сил на политиков, чтобы те любой ценой сохранили Грецию в зоне евро. Однако надо понимать: «любую цену» всегда платят из чужого кармана. В данном случае за стабильность коммерческих структур платят обычные налогоплательщики, живущие в странах зоны евро. Насколько хватит их терпения - предсказать не берусь…
«Паралича российской экономики не будет»
- Насколько катастрофическими, на ваш взгляд, будут последствия европейского кризиса для России?
- Если бы кризис в еврозоне возник лет пятнадцать назад, Россия, скорее всего, его бы не пережила. Все помнят, что произошло с нами в 1998 году: дефолт - отказ государства от уплаты своих долгов. Тогда выяснилось, до какой степени наша экономика зависит от импорта. И тогда же нам в пожарном порядке пришлось налаживать импортозамещающее производство. Причем налаживали его с такой силой, что на несколько лет обеспечили прирост именно импортозамещения. Так вот, благодаря тогдашнему дефолту сейчас мы зависим от импорта гораздо меньше - и можем надеяться, что все возможные потрясения, которые мы испытаем, будут существенно меньше тогдашних.
- А если произойдет существенное падение цен на нефть?
- Даже при самом неблагоприятном сценарии - когда вся зона евро фактически остановит свое производство и перестанет нуждаться в нашем сырье - в России уже достаточно собственных производств и потребителей, чтобы такой расклад не привел к параличу нашего хозяйства. Хотя кризис в Европе и будет болезненным для нас, сегодня мы уже в состоянии эту боль пережить.
Ольга РЯБИНИНА