Городская арифметика

Поребрик на выброс

Почему на многих улицах меняют хорошо сохранившийся бордюрный камень?

Уже несколько месяцев в Петербурге ведется массовая замена поребриков. Это больше похоже на спецоперацию: перекрывается движение по улицам - полностью или частично - и бравые гастарбайтеры выкапывают старый бордюрный камень и устанавливают новый. Пыль, грязь, разрушенный тротуар, покореженная проезжая часть, неудобства, испытываемые пешеходами и автомобилистами, - ради чего все это? Или в городе не осталось других проблем, кроме как замена поребриков? «Смена» попыталась разобраться в происходящем.

Забота о мамах с колясками?
Выяснилось, что поребриками занимается не одна организация. Поскольку где-то их замена идет во время общего ремонта дороги, где-то - как часть благоустройства дворовой территории. А еще поребрики меняют в рамках специальной адресной программы по уменьшению высоты тротуара на пешеходных переходах (вот эти-то работы и вызывают наибольшее недовольство у петербуржцев!). По словам чиновников, поребрики меняют для того, чтобы облегчить переход дороги мамам с колясками и лицам с ограниченными возможностями. Ради них тротуар рядом с пешеходными «зебрами» снижают с пятнадцати сантиметров до пяти, поэтому и необходима замена бордюрного камня. С одной стороны - дело благое. С другой - поребрики в абсолютном большинстве случаев меняют там, где они были установлены всего год-два назад в рамках предыдущего ремонта. Это ли не расточительство?
«Смене» удалось узнать, что только за первые шесть месяцев 2012 года в рамках вышеназванной адресной программы поребрики успели поменять по 149 адресам и останавливаться на достигнутом чиновники не собираются. В планах Комитета по транспортно-транзитной политике - еще 315 адресов! Из бюджета на эти работы собираются выделить до 24 миллионов рублей! Какая поразительная забота о мамах с колясками! Или просто красивый способ распила бюджетных средств?
Однако в других случаях замена поребриков действительно обоснованна - она происходит во время плановых работ по ремонту городских дорог. В этом случае специалисты должны определить степень изношенности бордюрного камня и дать свои рекомендации.
- Наши инспекторы проводят осмотр объекта и составляют так называемую «дефектную ведомость», - рассказывает Елена Комарова, пресс-секретарь Комитета по благоустройству. - Существуют ГОСТы, на основании которых оценивается техническое состояние бордюрного камня. Специалисты смотрят, есть ли в нем сколы, трещины, какие-то другие дефекты покрытия, каков процент износа, отклонения по высоте, по профилю и т. д. Но в любом случае окончательное решение о том, может ли данный бордюрный камень эксплуатироваться дальше или подлежит замене, принимает заказчик ремонтных дорожных работ. То есть в данном случае - Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Интересно, что в свою очередь в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) кивают на Комитет по благоустройству и говорят, что производят замену поребриков только «согласно дефектной ведомости». Соответствующее решение прописывается в конкурсной документации, и подрядчик, выполняющий ремонт дороги, не может самовольно сменить бордюрный камень, если эти работы не указаны в документах.

Гранит прослужит дольше, но и стоит дороже
Кроме того, как подчеркивают в КРТИ, если старые поребрики забирают и увозят, это далеко не всегда означает, что их выбросят! Особенно это касается прочных и долговечных гранитных бордюров.
- Бордюрный камень бывает двух видов - гранитный и бетонный, - объясняет Надежда Косицкая, пресс-секретарь КРТИ. - Срок службы бетонного - не более 5 - 6 лет, после чего он нуждается в замене. А вот гранитный бордюрный камень может служить десятки лет! Учитывая высокую степень износоустойчивости гранита, обычно его не выбрасывают, а осматривают, отбраковывают поврежденные детали, чистят. Потом снова возвращают на улицу.
Однако и стоит гранитный поребрик существенно дороже бетонного! Поэтому зачастую подрядчики экономят и стараются использовать его только в местах с наиболее высокой нагрузкой.
- Бетонный поребрик стоит около 300 рублей за метр, а цена гранитного доходит до полутора тысяч, - говорит Андрей Бойцов, менеджер отдела продаж компании «Архитектура. Мрамор. Гранит». - Сейчас дорожные строители, как правило, совмещают оба вида бортового камня. В самых загруженных местах (а это пешеходные переходы, развороты, островки безопасности) ставят бордюр гранитный. А на прямых участках дороги оставляют обычный, бетонный. В принципе, при таком раскладе и тот и другой прослужит долго. Хотя, конечно, все относительно. Например, для бетона 7 - 8 лет - это уже предел. А гранит можно подровнять, если он где-то на стыках порушился. И все - можно ставить обратно! И такой старый гранитный поребрик, который привели в божеский вид, все равно прослужит дольше, чем новый бетонный.

Когда проще купить новый
Однако если к граниту отношение более бережное, то бетонные поребрики при ремонте дороги, как правило, меняют в любом случае. Даже если эти поребрики хорошо сохранились и могут прослужить еще пару-тройку лет.
- Когда делают ремонт дороги, всегда вынуждены изымать бордюрный камень. Он-то, может, еще и не износился, но дорожное полотно уже надо чинить, - объясняет ситуацию Фархад Кадыров, технический директор Независимого агентства строительных экспертиз. - Однако изъять бетонный бордюр, не повредив его, тяжело. Ведь когда делают дорогу, эти бордюры сажают на раствор, дальше на них укладывается асфальт, то есть бордюры практически «замоноличивают» с другими элементами дороги. И как только мы начинаем снимать прежний дорожный слой, то и бортовые камни разрушаются. Однако гранитные поребрики сами по себе более прочные и по цене достаточно дорогие, поэтому с ними «носятся», вытаскивают более аккуратно. Бетон же проще купить новый. Надо ведь учитывать расходы не только на покупку новых поребриков, но и расходы на работы. Если бережно вынимать бордюр, то это будет стоить дороже, чем если просто пройтись по старым элементам дороги тяжелой техникой и все сломать! Так что дорожники всего лишь идут по пути наименьшего сопротивления.

Виктория ПАНКРАТОВА

12.10.2015