Оправдания
Кому интересно менять поребрики?
Смольнинский чиновник Антон Суханов уверен: бортовой камень на улицах города меняется не чаще, чем всегда
По наблюдениям многих наших читателей, грустной городской приметой этого года стали перекопанные улицы и пешеходные переходы. И основные ремонтные работы почему-то почти всегда связаны с поребриками. То их выкорчевывают, то ставят новые… Передвигаться по городу стало непросто. И невольно задумываешься: кто же заинтересован в такой активной трате стройматериалов? Уж не повторяется ли история с тротуарной плиткой в Москве, благодаря которой, как предполагали жители столицы, обогатилась супруга бывшего мэра? Заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Антон Суханов отказался ответить «Смене» на этот вопрос. Зато подробно рассказал, при каких обстоятельствах поребрики необходимо менять согласно ГОСТу.
Работы идут постоянно
- Антон Викторович, давайте начнем сначала: на каком основании в принципе должны заменяться поребрики, или, говоря профессиональным языком, бортовой камень?
- Первое и основное наше призвание - обеспечивать безопасность дорожного движения. Что будет, если машина попала в ДТП и ее не остановил элемент дороги, который специально для этого и существует? Она вылетит на тротуар, где ходят люди. И как минимум некорректно говорить, что какие-то работы по переустановке бортового камня - это «закапывание средств»! Существует ГОСТ Р 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В нем есть такие понятия, как нормативное и ненормативное состояние, а также аварийность. Так вот, что касается бортового камня, то даже его отклонение от проектного положения является аварийной ситуацией!
- Но если ГОСТ уже столько лет существует, с чем же связан такой всплеск активности дорожных служб в этом году?
- А о каком именно всплеске идет речь?
- О бесконечной замене поребриков на улицах города….
- Эта работа выполняется постоянно в рамках ремонта дорог. Я не понимаю, почему именно сейчас возрос интерес к этому вопросу. У меня в программе ремонтных работ - 266 объектов. В прошлом году было больше трехсот. И в следующем будет не меньше двухсот адресов ремонта. На это в 2012 году выделено порядка 5,5 миллиарда рублей, а в следующем - 4,6 миллиарда рублей.
О мамах с колясками и инвалидах заботится другой комитет
- То есть отдельно поребрики нигде не меняются? А как же адресная программа по облегчению жизни мамам с колясками и инвалидам? «Смена» писала о ней в предыдущем номере.
- В данном случае, возможно, речь идет о программе устройства наземных пешеходных переходов, в рамках которой предполагается занижение бортового камня. Курирует реализацию данной программы Комитет по транспортно-транзитной политике.
- Но как часто требуется менять поребрики? Можно ли говорить о каком-то среднем сроке службы?
- Да, конечно. Гранитный камень более долговечен. Например, на Невском проспекте он установлен в 2004 году. И пока что с ним нет проблем. Если гранит не имеет серьезных дефектов и просто отклонился от проектного положения, то во время ремонта дороги его не заменяют, а просто переставляют - выравнивают. Бетонный же камень обычно полностью заменяется, переставить его нельзя. Это связано с тем, что для обеспечения устойчивости ему необходим мощный бетонный фундамент. Соответственно, при демонтаже его можно только разрушить. Происходит такая замена обычно во время ремонтов дорог - примерно раз в пять лет.
А экономия?
- А простая замена бетонного камня, без серьезных дорожных работ, - это сложная операция?
- Без серьезных работ никак не получится. Отдельная замена бортового камня все равно приведет к ограничению движения. Как я уже говорил, удерживающую способность ему придает бетонный фундамент. Поэтому для того, чтобы камень вытащить и потом установить новый, требуется вскрывать асфальтобетонное покрытие довольно серьезной ширины. И зачастую, если инспектор видит, что бортовой камень разрушился быстрее, чем асфальтобетон, мы принимаем решение менять сразу все. Это обеспечивает более длительный межремонтный период. То есть про эту улицу на годы можно будет забыть - пока все вместе не придет в негодность.
- Получается, что проще сделать ремонт целиком, включая замену асфальтового покрытия и бортового камня. А как же экономия?
- Как раз нет! Все сразу - это не наш подход. Лишь на трети улиц города бортовой камень меняется на всем своем протяжении. В остальных случаях речь идет о частичной замене и перестановке. Не бывает такого, чтобы хороший бортовой камень меняли! Когда мы видим, что он разрушен или имеет сколы и трещины, мы принимаем решение о его замене. Если же он просто отклонился от профиля, мы его поправляем. Соответственно, и расценки на такую работу различаются: замена одного погонного метра бетонного бортового камня стоит 1281 рубль. В эту стоимость входят демонтаж и вывоз, подготовка основания под новый камень и его установка. Для гранитного камня эта сумма составляет 2578 рублей, а перестановка - 1006 рублей.
УГИБДД тоже в деле
- Кто же все-таки принимает окончательное решение о ремонте дороги и замене поребриков?
- У каждого органа исполнительной власти есть свои полномочия, которые строго прописаны в законодательстве. Согласно распределению полномочий обследование технического состояния автомобильных дорог относится к компетенции Комитета по благоустройству. Такую работу выполняет инспектор дорожного надзора - он составляет дефектную ведомость. В ней в том числе указывается, на какой протяженности бортовой камень требует замены, а на какой - перестановки. И без этого документа мы не имеем права назначать ремонт автомобильной дороги. Другое дело, что мы, как заказчики этого документа, имеем право что-то не выполнить. То есть взять на себя ответственность и не согласиться с дефектной ведомостью.
- Часто ли такое случается?
- Нет, не часто. Потому что обследуют дороги профессионалы - и если они пишут, что какой-то элемент дороги имеет дефекты, то в абсолютном большинстве случаев так оно и есть. Например, в прошлом году мы сочли, что дорога еще может подождать с заменой бортового камня. Но затем по итогам ремонта получили предписание от УГИБДД. По мнению этого органа, бортовой камень не соответствовал норме.
- И чем дело закончилось?
- Заменой камня, конечно. Безопасность дорожного движения - это главное.
Подлежит утилизации
- А как вы поступаете со старыми, отслужившими свой срок поребриками?
- По условиям госконтракта дефектный бортовой камень переходит в собственность подрядчика. Для того чтобы не решать вопрос по утилизации, мы берем с исполнителя работ остаточную стоимость. Например, лом бетона имеет определенную цену - по ней мы старые поребрики и продаем. Подрядчики все время пытаются снять это требование - им приходится покупать и утилизировать и бетон, и гранитный камень.
- Да, но разве гранитный камень, который уже был в употреблении, не идет в дело во время следующего ремонта? Неужели приходится выкупать его обратно?
- Такой практики нет! Если камень не имеет дефектов, то его просто переставляют в рамках текущего ремонта. Но если он имеет явные разрушения, то его утилизируют - чаще всего дробят на щебень. И это, повторюсь, обязанность подрядчика. Если речь идет об установке гранита на каком-то участке, допустим, впервые, то это стопроцентно новый камень, никогда нигде не стоявший. Как вы себе это представляете: дефектный бортовой камень забирают, где-то хранят, а потом ставят на новом адресе? Это абсурдная ситуация.
В конце ноября все закончится
- И последний вопрос. Что за работы сейчас идут на многих перекрестках?
- Они никак не связаны с заменой бордюрного камня - только с обеспечением безопасности дорожного движения. На перекрестках, там, где автомобили вынуждены преодолевать трамвайные пути, водители обычно притормаживают, и получается затор. Тормозить же приходится из-за того, что головка рельса бывает оголена больше, чем полагается по норме. Чтобы устранить эти дефекты, много денег не надо - достаточно поменять асфальтобетон на подходах к рельсам. Мы постарались летом, когда все в отпусках, выполнить основные работы. А на осень оставили непродолжительный по времени ремонт - всего 36 адресов. И тут же будет уместно отметить, что еще на двенадцати улицах города до конца ноября будут закончены ремонтные работы.
Софья МИХАЙЛОВА
12.10.2015