Теория заговора
Демократия в особо крупных размерах
То, что Европа хочет сделать с Кипром, - беспрецедентно. Практически уже утвержденная экспроприация 20 процентов суммы вкладов размером свыше 100 тысяч евро, хранящихся в главном банке островного государства, и 4 процентов суммы всех остальных вкладов - не что иное, как грабеж. Особенно циничны при этом рассуждения о европейской демократии. Правильнее теперь будет сказать, что это - демократия в особо крупных размерах. Потери российских вкладчиков и компаний могут составить, по разным оценкам, от 40 до 70 миллиардов евро.
Евроворьё
Уничтожая экономику Кипра, Европейский союз пытается навредить России, но в итоге накажет сам себя
«Кипр виновен тем, что прячет русские деньги». «Русские коррупционеры, хранящие деньги в офшорах, - в шоке». «Киприотам не надо было сотрудничать с Россией». Это лишь некоторые цитаты из европейских газет. Европа счастлива. Она уверена, что, поставив на колени Кипр, ставит на колени Россию. Россию, где (еще одна цитата) «не соблюдаются права человека, где у власти - тиран, где девушек, выступивших против него и тоталитарной церкви, посадили в тюрьму».
Россия как кость в горле
Никто не скрывает истинной цели «кипрской операции». Если недостаточно газет, можно посмотреть, например, немецкие телеканалы. С утра до вечера в головы телезрителей вбивается одна простая мысль: на Кипре держат деньги русские нувориши и их надо наказать. «Разве немецкие налогоплательщики должны спасать русские деньги?»…
Крепкая, сильная, со своей позицией, готовая к общению только на равных. Такая Россия явно не нравится не только США, но и властям Евросоюза, мечтающим видеть нашу страну не полноценным партнером, а всего лишь сырьевым придатком, страной медведей и балалаек. Но с каждым годом эти мечты все дальше от реальности, навязать экспортный вариант демократии не удалось. Естественно, для США и Европы такая независимая, неуправляемая извне Россия - словно кость в горле.
Если нельзя, но очень хочется, то можно?
Железобетонная финансовая система Кипра была подорвана сразу после вхождения в еврозону. Цена ее спасения была не столь велика - какая-то пара десятков миллиардов евро, - на Грецию в ЕС потратили во много раз больше. Вот только в Греции почти нет средств россиян, а на Кипре они составляют едва ли не половину всех банковских счетов. Поэтому власти Евросоюза, даже не особо это скрывая, взяли и решили выкрутить киприотам руки - заставили тех в обмен на помощь в 10 миллиардов евро ввести единовременный налог на вклады. Дали всем понять: обычно так поступать нельзя, но если речь идет о россиянах, то очень даже можно. Конфисковать, фактически украсть под благовидным (по их мнению) предлогом борьбы с офшорами и отмыванием денег миллиарды евро. Причем украсть в том числе и деньги наших госкомпаний. То есть деньги российского государства!
Получается, киприотам, чья экономика поддерживалась на плаву во многом за российский счет, цинично предложили обворовать своих благодетелей. А заодно и собственных граждан. В России на столь, мягко говоря, недружественный жест со стороны ЕС отреагировали мгновенно. Президент страны Владимир Путин сказал, что такое решение, в случае его принятия, будет несправедливым, непрофессиональным и опасным. В правительстве также дали понять, что Кипру стоит хорошенько подумать, прежде чем дать использовать себя в качестве «пушечного мяса» для антироссийски настроенных европейских политиков и окончательно поставить крест на будущем острова.
«Не смейте помогать Кипру!»
Забавно, что когда в минувший вторник руководители Кипра обратились за помощью к России, это сразу же вызвало у Евросоюза новую истерику. Европейские газеты начали пугать своих читателей статьями в духе времен холодной войны. Типа «нельзя допустить, чтобы Кипр превратился в вассала Москвы». В общем, в ЕС испугались, что вместо маленькой победоносной атаки на Россию они потерпят чувствительное поражение.
Видимо, опасаясь гнева ЕС, киприоты так и не смогли предложить российскому государству и частным компаниям внятный, отвечающий стратегическим интересам России план своего спасения в обмен на экстренную помощь. А просто дарить миллиарды Кипру было неправильно и неприемлемо. Так что на данном этапе переговоры завершились ничем, Кипр вновь вернулся к пусть и несколько модифицированной идее «стрижки» депозитов, представив на рассмотрение Евросоюза так называемый «план Б».
Но, как бы ни завершилась эта история, Евросоюз в любом случае уже изрядно подпортил себе репутацию, которая куда важнее нескольких миллиардов евро. Ведь раз вклады можно экспроприировать на Кипре, значит, в перспективе то же самое можно будет сделать и в Испании, и в Италии, а потом и в самой Германии - лиха беда начало. Разве будут серьезные инвесторы доверять свои деньги в такой ситуации евроворью?
Константин МАЛИНИН
Оценка ситуации
Николай Стариков: «Сейчас только Россия противодействует новому кризису»
Известный публицист дает рецепт экономической безопасности нашей страны
Чем ситуация вокруг Кипра грозит России, «Смена» поинтересовалась у публициста и экономиста Николая Старикова, автора книг о западном мире, вызвавших большой общественный резонанс.
- Насколько неожиданным стало для вас, что маленький Кипр превратился в большую проблему?
- Кипр - только деталь. Очевиден системный кризис финансово-ориентированной экономики в целом. Поэтому было понятно, что где-то нечто подобное обязательно должно произойти. Произошло на Кипре. Примечательно, что в Европе сознательно уничтожают краеугольный камень собственной экономической системы - неприкосновенность частной собственности. И ради какой суммы? Стоимости трех яхт Абрамовича или строительства одного туннеля в Нью-Йорке. Это ничто для мировой экономики, семечки, фантики... Сейчас все западные структуры - и Евросоюз, и МВФ - едины в желании обобрать вкладчиков. Хотя, случись такое в России, они бы вопили что есть мочи о нарушении прав человека, о кровавом режиме.
- Зачем же западные политики это все устроили? И чем подобное может грозить России?
- Если, как нам рассказывали, кризис 2008-го начался, когда один негр не заплатил за ипотеку, а потом второй, и третий, и четвертый, то что произойдет, когда рухнет банковская система целого государства?! Ответ очевиден: и на Западе преследуют простую цель - запустить очередной серьезный кризис. Нашей стране этот кризис не нужен, ведь в таком случае сильно упадут цены на нефть и российской экономике станет хуже, не говоря уже об обесценивании части наших золотовалютных резервов.
- Что надо сделать России для обеспечения собственной экономической безопасности?
- Поскольку даже Китаю кризис на руку, сейчас Россия, и только Россия противодействует новому всемирному кризису. Надо понимать, что, принимая участие в кипрском вопросе, Россия защищала и защищает в первую очередь себя. Точно так же, например, как и в Сирии мы защищаем вовсе не Башара Асада, а собственные интересы. Особо отмечу: очень важно, чтобы Россия была сильной, независимой страной, имела свою суверенную банковскую систему и жила по средствам. Что может случиться в противном случае, наглядно показывает пример Кипра.
Сергей ЛИНЕШИРОВ
Политическая подоплека
Не стоит «переводить стрелки»!
Евросоюз не сможет безнаказанно решить свои финансовые проблемы за российский счет
Пытаясь не самыми честными способами решить локальные проблемы Кипра, западные политики роют яму всему Евросоюзу. Ведь ради сиюминутной выгоды они принесли в жертву репутацию своей банковской системы - дали всему миру понять, насколько уязвимы вклады и депозиты в европейских банках! А параллельно подпортили отношения с Россией. О том, какие уроки следует извлечь из кипрского кризиса, мы беседуем с доктором экономических наук, деканом факультета политологии СПбГУ Станиславом Еремеевым.
- Станислав Германович, на ваш взгляд, каковы итоги минувшей бурной недели? С 2008 года, похоже, таких кризисных ситуаций не было…
- По сути, мы увидели попытку решить свою проблему за чужой счет. Думаю, расчет у лидеров Евросоюза был такой: поскольку сейчас Россия - страна относительно стабильная и устойчивая с точки зрения экономики, давайте попытаемся переложить на ее плечи бремя проблем одной из стран еврозоны, то есть Кипра. Была очевидная попытка, что называется, «перевести стрелки» на Россию. Но в первом раунде эта попытка, мягко говоря, не удалась. Теперь волей-неволей, хотят того или не хотят наши западные партнеры, они будут вынуждены приглашать для обсуждения кипрского вопроса Россию. Мы живем в очень маленьком мире, в котором все так взаимосвязано, что только путем учета совместных интересов и поиска взаимных компромиссов можно найти выход. Это тот урок, который должны усвоить западные политики. А не пытаться изымать чужие деньги для решения своих проблем! К тому же наивно было полагать, что наша страна проигнорирует такой выпад. Мы - серьезный экономический игрок: наш голос придется учитывать, а интересы - соблюдать. Неслучайно руководство Кипра кинулось в Москву для переговоров!..
- ...Хотя канцлер Германии Ангела Меркель была этим крайне недовольна. Мы помним, как она потребовала от президента Кипра вести переговоры о финансовой помощи только с международными кредиторами и не привлекать к ним третьи стороны, такие как Россия…
- То, что Ангелу Меркель не все устраивает в российской политике, - это ее проблемы. Не стоило думать, что удастся загрести жар чужими руками! С другой стороны, у госпожи Меркель осенью выборы, и ей нужно учитывать настроения внутри германского общества. А политическая ситуация в Германии на данный момент как никогда сложная! Сейчас немцы крайне негативно относятся к новым расходам, связанным с поддержкой бедных стран еврозоны. Впервые немецкая экономика, которая объективно является локомотивом развития Европы, находится в таком состоянии, когда возникли серьезные социальные проблемы во многих регионах страны. Впервые за послевоенную историю работающий немец не в состоянии создать своей семье достойные условия жизни. Это новая ситуация для Германии. Поэтому там сейчас многие критикуют сложившееся положение дел, когда Германия является европейским паровозом, тянет всех на себе. А тем временем кризис, поразивший еврозону, охватывает все новые и новые страны. Была Греция. Теперь вот и Кипр нуждается в финансовой помощи. В этих условиях западным политикам, наверное, показалась привлекательной идея воспользоваться чужими капиталами в кипрских банках, в том числе российскими, чтобы уменьшить свою финансовую нагрузку. Однако Евросоюз должен понимать, что либо возьмет на себя все экономические издержки (чего в Германии не хотят), либо будут созданы механизмы с участием разных стран. А значит, увеличится влияние этих стран в регионе. Сейчас, на мой взгляд, должно произойти отрезвление многих западных политиков, которые до сих пор живут со штампами однополярного мира в головах. Они все еще пытаются смотреть на Россию как на страну, от которой мало что зависит.
- Как вам кажется, мы получим свои дивиденды из возникшей ситуации?
- Когда у соседей беда, трудно говорить о дивидендах. Я бы не заявлял о торжестве той или иной страны. Еще раз повторю: наша задача сейчас - стараться вместе решать глобальные проблемы. Не стоит думать, что кризис в Европе нас не коснется. Но и своими интересами мы жертвовать не будем. Россия это ясно дала понять.
Юлия ЛИ
VIP-опрос
Европа заставляет Кипр ввести налог на банковские счета. Специалисты считают, что Кипр выбран потому, что именно там - большое количество российских вкладов, и таким образом предпринимается попытка подорвать финансовое положение нашей страны.
На российские деньги на Кипре позарились, потому что мы слабые или потому что мы богатые?
- спросила «Смена» у известных петербуржцев
Ватаняр ЯГЬЯ,
заведующий кафедрой мировой политики Санкт-Петербургского государственного
университета:
- Какие же мы слабые? Конечно, мы богатые! В офшорной зоне на Кипре у нас миллиарды. Они идут затем в нашу же российскую экономику, причем Кипр по инвестициям в проекты нашей страны занимает первое, подчеркиваю, первое место. Так что удар пытаются нанести точечный, именно по нам. Но мы - не слабые!
Вадим БАЗЫКИН,
заслуженный пилот России:
- Потому что богатые. Старому Свету это неприятно. Многовековая борьба продолжается. Я не думаю, что они считают нас слабыми, нет. Они действуют по-бандитски, из-за угла, пытаются застать нас врасплох не в надежде сломить, а пытаясь лишний раз нас оскорбить, вывести из себя, заставить сделать ошибки. Конечно, такие их действия демонстрируют неуважение к нашей стране. Но, с другой стороны, показывают и их же собственную нецивилизованность и склонность к грязной игре.
Оксана КАЗАКОВА,
олимпийская чемпионка:
- Если это нас затронуло - мы богатые.
Андрей КИВИНОВ,
писатель:
- Судя по тому, что к нам обращаются за помощью другие государства, попавшие в эту ситуацию, - мы сильные. А судя по тому, что мы впадаем в панику, - все-таки не очень.
Евгений ГАНЕЛИН,
актер:
- Был такой фильм замечательный - «Богатые тоже плачут». Мы (я имею в виду не себя, а страну), безусловно, богатые. К сожалению, это не спасает нас от огорчений.
Виктор БОГОРАД,
художник-карикатурист:
- У меня нет четкого ответа на этот вопрос, потому что я не испытываю сочувствия к тем, кто хранит деньги не в России, а на Кипре. Предположим, обманным путем сосед завладел моим кошельком, а потом приходит ко мне же и жалуется, что у него из этого кошелька червонец свистнули. И что, я буду сочувствовать?
Александр КУЩАК,
депутат Законодательного собрания
Санкт-Петербурга (фракция «Единая Россия»):
- Поскольку Россия активно влияет на принятие решений в данной конфликтной ситуации, слабой ее никак не назовешь. Мы - сильная страна, и не раз еще это докажем!
Вопрос задавала
Людмила АНДРЕЕВА