Жизнь по средствам

Бюджет по бюджетному варианту

Правительство решило оптимизировать расходы

Во всем мире, а особенно в пострадавших от экономического кризиса странах Евросоюза, нынче взят курс на сокращение бюджетных расходов, затягивание поясов. Вот только делается это частенько с большим опозданием, а потому приводит к весьма болезненным, даже мучительным последствиям. 
У России экономических проблем по сравнению со многими другими государствами куда меньше, но наступать на те же грабли в духе «пока гром не грянет,  мужик не перекрестится», право, не стоит. Надо жить по средствам. Именно поэтому бюджет на 2014 - 2016 годы подвергнется оптимизации.- Требуется концентрация средств на ключевых программах и, что тоже, надеюсь, всем очевидно, оптимизация расходов, - заявил на заседании правительства по бюджетным корректировкам премьер Дмитрий Медведев.Все логично - продолжать уповать на бесконечный рост цен на нефть как минимум недальновидно. А как максимум - опасно. И может привести, как в США, к неконтролируемому росту дефицита бюджета. Но если американцев пока выручает статус доллара как мировой резервной валюты, то Россия в условиях всеобщей экономической нестабильности может рассчитывать только на себя. И не должна вязнуть в долгах. Поэтому на три следующих года дефицит бюджета запланирован на минимальном значении - не больше одного процента от ВВП. В частности, Греция, Португалия  или Испания о таком даже сейчас, после всех своих сокращений, и не мечтают. В цифровом выражении дефицит может ориентировочно составить в 2014-м около 400 миллиардов рублей, а в 2015-м и 2016-м - по 500 миллиардов.Сразу надо оговориться, что при благоприятной внешней конъюнктуре, ценах на нефть выше 100 долларов за баррель никакого дефицита может и вовсе не быть. Но лучше потом делить бонусные средства, чем ломать голову, где взять деньги на запланированные заранее расходы. Так что при формировании бюджета консервативный подход более чем оправдан. Оптимизацию расходов помогут осуществить, в частности, сокращение бюджетных ассигнований на госзакупки и более растянутый по времени гос­оборонзаказ. Наверняка поможет более эффективно тратить имеющиеся в распоряжении средства и жесткий курс на борьбу с нецелевым их использованием.

Сергей ЛИНЕШИРОВ


Гайд-парк

Нет рабству интеллекта!

Как скажутся на деловом сообществе и жизни большинства россиян новые направления в развитии экономики страны, о которых говорил на ПМЭФ президент Владимир Путин? Эту тему эксперты обсудили в рамках круглого стола «Российская экономика и ее адаптация к мировым тенденциям».

Сергей Цыбуков, 
заместитель председателя совета Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга
«Мы умеем классно производить товары»

- Сейчас очевидно, что России нужна новая экономическая модель. Еще во время ПМЭФ стало известно, что США перестанут печатать так много долларов, как это делают сейчас. А значит, цены на сырье, в том числе и на нефть, в ближайшее время могут пойти вниз, что станет не самой приятной новостью для нашей экономики. В такой ситуации можно сделать ставку на глобализацию или регионализацию. Однако глобализация подразумевает, что кто-то разрабатывает продукт, распределяет по чуть-чуть остальным, но самую значительную часть оставляет себе. Зато регионализация означает создание в кооперации с определенными странами собственной продукции и последующую ее реализацию на общих рынках с прибылью для себя.Понятно, что для такого сотрудничества требуется полное взаимное доверие, которого трудно достичь. Но уникальность ситуации заключается в том, что благодаря энтузиазму президента у нас действительно есть шанс добиться успеха. И не надо говорить, что в России ничего не умеют делать. Мы - страна, классно производящая товары. В некоторых областях россияне даже превосходят партнеров. Неправда, что у нас безобразное образование, умерла наука, нет промышленности. Конечно, во многом мы уступаем СССР, но очень много толкового еще осталось. Поэтому ни в коем случае нельзя вестись на слова иностранцев в духе «у вас ничего нет, возьмите нашу продукцию». Надо реализовывать свои наработки, получать за них адекватное вознаграждение, а не попадать в интеллектуальное рабство.

Игорь Лонский, 
заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга,
начальник управления международного сотрудничества: 
«Теперь с Европой у нас полное равноправие»

- Естественно, сейчас взят курс на интеграцию в общие процессы, на несомненное сближение по экономическим вопросам с другими государствами. В частности, с Северной Европой. Да, не везде и не всегда мы понимаем друг друга, существуют спорные моменты, но тренд один - на укрепление сотрудничества, реализацию совместных проектов. К примеру, встреча президента России Владимира Путина в Турку с президентом Финляндии Саули Нийнисте просто обязана придать значительный импульс развитию российско-финских отношений. Отмечу, что если раньше в различных совместных программах со странами ЕС России отводилась не самая значительная роль, поскольку большую часть финансовой нагрузки несли наши партнеры, то сейчас можно говорить о полном, в том числе и финансовом, равноправии.

Роман Романюк, 
главный редактор журнала «Эксперт Северо-Запад»:
«Нам надо использовать коммуникационную трубу» 

- На мой взгляд, новая экономическая политика заключается в том, чтобы, не умаляя значимости нефтедобывающей отрасли, вкладывать доходы от нее в создание инфраструктуры. Которая позволит сформировать в России новые точки производственного роста. Безусловно, даже развитие транспортной инфраструктуры и использование нашей страны как транспортного коридора из Азии в Европу с точками входа на Дальнем Востоке и Северо-Западе уже выгодно. Но деньги за транзит - не главное, необходимо в цепочку перемещаемых элементов товаров привнести свою добавленную стоимость. Чтобы не только за границей, но и на территории России, внутри цепочки, производилась продукция и по огромной коммуникационной трубе между Западом и Востоком уходила за рубеж. Так что задачу государства я вижу в создании производственно-инновационных центров, хабов по всей территории страны. Считаю, на создание модели, бизнес-проекта при наличии политической воли может уйти не более пяти лет. А затем сразу же начнется отдача.

Подготовил
Константин МАЛИНИН

12.10.2015