Эхо санкций

Кому убыток, а кому и польза!

Запрет на ввоз сельхозпродукции из ряда западных стран вызвал оживление среди петербургских производителей

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Санкции, которые ввели западные страны против России, и наши ответные меры стали менять расклад на петербургском рынке. Для кого-то из предпринимателей это обернулось новыми проблемами, но для многих, наоборот, стало импульсом к развитию. Это легко можно проследить в сфере малого и среднего бизнеса, который, как известно, очень быстро реагирует на изменения.

Активизация фермерства
Ситуацию в условиях санкций отслеживают в городском Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Комитет сейчас выполняет сразу несколько задач. Проводит мониторинг розничных цен на продукты питания, чтобы вовремя обнаружить необоснованное повышение цен на те или иные группы товаров. Составляет список производителей из разных регионов России, которые готовы начать поставки своих овощей, фруктов, молочных и мясных изделий в Петербург, чтобы заполнить ниши, освободившиеся от западного импорта. А также предлагает программы поддержки для малого и среднего бизнеса, перед которым открылись новые перспективы.
- Мы видим интерес наших малых предпринимателей к производству продуктов питания, попавших под ответные санкции России, - рассказывает Александр Герман, первый заместитель председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. - От предпринимателей поступают запросы, как им организовать то или иное производство, на какие субсидии они могут рассчитывать. Одна из самых востребованных мер - это субсидирование ставок по кредитам, когда государство возвращает часть денег, потраченных на открытие и расширение производства (допустим, на покупку нового оборудования). Есть, например, предприниматели, которые начали развивать фермерские хозяйства в Ленобласти, но переработка овощей и мяса у них находится на территории Петербурга. Вообще, наши производители сейчас воспринимают санкции как новые возможности для развития. Боятся они другого - что возьмут кредиты на развитие, а через пару месяцев импорт из Европы снова откроют.

Сетевикам прописали патриотизм
Как отмечает Александр Герман, улучшились условия для наших предпринимателей и в торговых сетях. Как известно, продукции малого и среднего бизнеса нелегко попасть на полки сетевых магазинов. Ведь торговые сети предпочитают иметь дело с крупными поставщиками, которые готовы к большому объему поставок, к длительным задержкам при оплате товара и просто к дополнительным поборам за саму возможность быть представленными на полках большой торговой сети. Однако сейчас товаров в некоторых сегментах не хватает, а полки надо чем-то заполнять. И в этих условиях сети более лояльно стали относиться к отечественным предпринимателям.
Однако такой патриотизм для сетевиков - вынужденная мера. Требуется время, чтобы наладить новые связи с другими импортерами (например, из стран Азии и Южной Америки). Российские производители в этом плане все же ближе и доступнее. А ведь дефицит некоторых групп товаров в ближайшее время еще больше обост­рится. Достаточно посмотреть статистику, которую ведет Федеральная таможенная служба. По данным ведомства, в августе импорт одних только овощей в Россию уменьшился на 73,2 процента по сравнению с июлем! Это результат нашего эмбарго на ввоз в страну сельхозпродукции из стран Европы и Северной Америки. По другим видам продуктов снижение импорта тоже существенное. Импорт молочных продуктов в августе упал на 56,1 процента, зерновых культур - на 37,9 процента, фруктов - на 32,4 процента, рыбы - на 27,3 процента, мяса и субпродуктов - на 17,4 процента (снижение произошло в основном за счет сокращения ввоза свинины - на 44,2 процента и мяса птицы - на 45,6 процента).
В этой ситуации есть, безусловно, и пострадавшие предприниматели. В первую очередь те, кто закупал импортное сырье для переработки и производства продуктов питания из рыбы, молока, овощей, фруктов и мяса. Отдельная тема - селекционная продукция. Теперь придется искать замену европейским и американским сортам овощей и фруктов, а также породам коров, свиней и домашних птиц.
- Я с удивлением узнала, что даже яйцо для выращивания из него кур на птицефабриках Ленобласти завозится из-за рубежа! - рассказывает Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. - И вообще, почти любое селекционное сырье завозится к нам из-за границы. То есть, по сути, сейчас нам надо будет возрождать весь селекционный процесс! В этом плане импортозамещение не случится в одночасье.

Главное - проследить за качеством
Впрочем, как известно, свято место пусто не бывает. Желательно, конечно, чтобы освободившиеся продовольственные ниши заняли отечественные производители. Однако вместо них могут прийти импортеры из стран Азии, Африки и Южной Америки. Они уже проявляют к нашему рынку большой интерес.
- Азиатские предприниматели отреагировали мгновенно и сразу стали предлагать альтернативу. Они конкретно перечисляют, какие западные продукты могут заменить на петербургском рынке, - отмечает Елена Церетели. - Недавно я общалась с китайской делегацией. Предприниматели из Индонезии тоже проявляют колоссальный интерес и ведут переговоры с целью поиска потенциальных партнеров на петербургском рынке. Однако здесь действовать надо осторожно. Контролирующие органы должны тщательно проверить новую продукцию, чтобы к нам не хлынуло низкокачественное сырье и товары, как это было в 90-е годы. С другой стороны, продовольственная сфера у нас как раз менее уязвима. Все-таки были кризисы 1998 и 2008 годов - уже в то время происходило замещение пищевой продукции. Так что не впервой.
Елена Церетели уверена, что в условиях санкций и ответных мер, в условиях ослож­нения политических и экономических отношений с западными странами петербургский малый и средний бизнес еще «выстрелит». К испытаниям, к выживанию в трудных условиях, он уже давно привык. А сейчас у многих появился шанс продвинуться.

Юлия ЛИ

12.10.2015