Купи-продай
Куда пропало эльдорадо
Российский авторынок переживает кризис
Еще совсем недавно, буквально пару-тройку месяцев назад, Россия считалась настоящим эльдорадо для автогигантов. Продажи новых машин у нас, в отличие от большинства стран, росли приличными темпами. Но последние новости с «продажного» фронта надо признать неутешительными - рынок начал обваливаться.
Неприятности поджидали производителей и дилеров уже по итогам апреля, когда выяснилось, что за месяц было продано на 21 тысячу легковых и коммерческих машин меньше, чем за тот же период прошлого года. А это более 8 процентов от общего числа продаж. Причем их падение произошло в России вообще впервые за три года, с кризисного 2009-го. Может, это лишь случайность? Если кто-то так действительно думал, то иллюзии на днях окончательно рассеялись. Как раз сразу после опубликования майской статистики: теперь падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило уже почти 32 тысячи, или 12 процентов. В приличный минус ушел рынок и по итогам суммы пяти месяцев. Так что казавшаяся реальной планка в три миллиона авто в 2013-м практически наверняка не будет взята.Причем некоторые дилеры, по их словам, все чаще работают чуть ли не себе в убыток - сбывают «залежалый товар» в виде прошлогодних моделей со значительными скидками, порой даже ниже себестоимости, завлекают покупателей выгодными кредитными программами. Но народ все равно не завлекается. Из традиционных лидеров продаж разве что у «Renault» и «Kia» наблюдается не спад, а некоторый рост. О нашей «Ладе» такого не скажешь - пусть в абсолютном выражении реализованных авто на отечественном рынке у нее соперников нет, а новая «Granta» продается довольно бойко, в целом результаты весьма неутешительны.Не исключено, что спасать погружающихся в пучину кризиса автопроизводителей вновь придется на государственном уровне. Это мы уже проходили несколько лет назад - взять хотя бы повышение властями ввозных пошлин на новые иномарки, субсидирование ставок по кредитам и, главное, программу утилизации старых автомобилей. Народ тогда, кстати, принял программу утилизации на ура, затем ее, что называется по просьбам трудящихся, продлевали, но к настоящему моменту уже свернули. Ничего не предложив взамен, что ударило в первую очередь по сегменту бюджетных автомобилей. Поэтому не исключено, без программы утилизации № 2 нынче будет попросту не обойтись.
Константин МАЛИНИН