Проверка на дорогах
Разбитые трассы починят за счет тех, кто их портит
Перегруженные фуры влетят своим владельцам в копеечку
Источник средств для ремонта дорог федерального и регионального значения найден. Деньги возьмут из карманов нерадивых или нечестных предпринимателей, отправляющих в рейсы перегруженные фуры и грузовики. Сотрудники Росавтодора подсчитали, что превышение массы грузовика сверх норматива в два раза увеличивает нагрузку на дорогу в 16 раз. Неудивительно, что автомагистрали не успевают отработать без ремонта положенный двенадцатилетний срок, покрываясь ямами и колдобинами и становясь небезопасными для водителей легковушек.
Как большегруз портит дорогу
Из множества факторов, оказывающих влияние на состояние дороги, перегруженные фуры - самый значимый. Ямы и колдобины, которые оставляют дальнобойщики, летящие по федеральным трассам, по мнению работников дорожной отрасли, сводят на нет все их старания. В итоге вместо 12 положенных лет дорожное покрытие служит шесть, а то и три года.
- На КАД, к примеру, допускается нагрузка 11,5 тонны на ось. На деле перегруз может превышать 40 и доходить до 80 тонн на весь автомобиль, - говорит главный специалист по связям с общественностью ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода «Санкт-Петербург» Алексей Измайлов.
Подсчитано, что превышение нормативного веса даже одной фуры наносит урон дорожному покрытию, равный эффекту от проезда 50 тысяч легковых машин. А размер ущерба, который наносит дорогам России автотранспорт со сверхнормативным весом, составляет 2,6 триллиона рублей в год, что почти в 2 раза превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней.
Такие подсчеты послужили поводом провести широкомасштабную всероссийскую акцию по борьбе с грузовиками-нарушителями под девизом «На дорогу - без перегруза!». Она проходила с 28 сентября по 4 октября на трассах федерального, регионального и местного значения. В Петербурге фуры и грузовики проверяли на КАД, где установлены посты весового контроля. В акции участвовали сотрудники ГИБДД, Росавтодора и Ространснадзора.
Как проверяют вес
В распоряжении инспекторов - передвижные и стационарные весы, измеряющие осевую нагрузку, то есть вес на пару колес. Затем высчитывается общая масса автомобиля и превышение весовой нормы. За перегруз необходимо платить пошлину. Деньги уходят в дорожный фонд, а оттуда - на ремонт дорог. Эти суммы могли бы компенсировать урон, который грузовики наносят дорожному покрытию, но большинство грузоперевозчиков передвигаются по трассам на свой страх и риск, без разрешений и квитанций.
- В прошлом году мы выдали 1365 разрешений на движение транспорта с тяжеловесными грузами и в качестве законной компенсации за ущерб, причиненный КАД, получили в казну 4,5 миллиона рублей, - говорит заместитель директора ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода «Санкт-Петербург» Андрей Казанцев. - В этом году выдали 420 разрешений и собрали 2,5 миллиона рублей.
По данным Росавтодора, 27 процентов большегрузов нарушают весовые нормативы. Как считает начальник отдела ГИБДД Адмиралтейского района Санкт-Петербурга полковник полиции Константин Плужников, их гораздо больше - до 50 процентов.
- Мы ежедневно проводим рейды по выявлению нарушителей весовых параметров в городе и области. Конечно, дальнобойщиков, которые стремятся выполнить две нормы за один рейс, очень много. Погоня за прибылью - единственная причина, которая толкает их на нарушения.
О том, что нарушителем является каждый второй водитель большегруза, говорят и данные автоматических стационарных пунктов весового контроля, установленных в Вологодской области. Сейчас они работают в тестовом режиме в качестве пилотного проекта, а в будущем такие пункты появятся на всех федеральных трассах России. Причем их планируется ни много ни мало четыре сотни. Как в Европе, где через каждую тысячу километров под асфальтом проложены датчики, фиксирующие весовую нагрузку автомобиля.
Внешне стационарные весы выглядят как обычный участок дороги с выступающими по бокам рельсами. Под асфальтом в этом месте целая электронная система. В считаные доли секунды, когда машина проносится по трассе, датчики измеряют нагрузку на обе оси и передают информацию в ГИБДД. А там уже выписывают штраф и посылают такие «письма счастья» в организации, за которыми числятся большегрузы-нарушители.
Кстати, чаще всего нарушителями - во всяком случае, по документам - оказываются частные лица, которые везут щебень, песок и другие строительные материалы как бы «себе на дачу».
Как наказывают за перегруз
За перегруз автомобиля организация наказывается штрафом от 500 тысяч рублей, а водитель платит штраф от 2,5 тысячи рублей, к тому же может лишиться прав на полгода. Согласно данным ГИБДД, по количеству нарушителей Петербург занимает третье место после Москвы и Краснодарского края.
Акция, которую проводили в эти дни на КАД, носила не только карательный, но и профилактический характер. По мнению специалистов Росавтодора, она должна подвигнуть предприятия проводить собственный весовой контроль перед выходом грузовиков на маршруты. Тем более что с 15 ноября планируется ввести платный проезд для большегрузов по всем федеральным трассам страны.
Нина БАШКИРОВА
Фото Святослава АКИМОВА