Отдых для души
Страна Соловки
Все едут сюда летом, но у осеннего Соловецкого архипелага - свое очарование
Тот, кто хоть раз видел белую ночь на Севере, скажет: в Питере белых ночей нет! Июльское солнце на Соловках - нечто особенное, оно не садится вовсе. В час ночи на улицах поселка кипит жизнь: скрипят качели, лают собаки, кричат петухи. Северяне летом - гуляют! Еще бы, впереди - длинная-длинная зима и полярная ночь.
Когда сезон не важен
Впрочем, те дети, что играют на улице летними ночами, - не местные: приехали на каникулы из Архангельска, Москвы и Питера. А местного населения тут практически не осталось: в поселке Соловецком обитает около восьмисот человек. Столько же живет в любой городской девятиэтажке. Тут даже роддома нет: женщины едут рожать в ближайший населенный пункт - город Кемь. Многие там и остаются. Садиков-то на Соловках тоже нет. Как нет кино, театров, роскошных музеев.
Но все это не имеет значения, ведь главное на Соловках - это монастырь, основанный (страшно представить!) в 1436 году. Именно сюда едут тысячи туристов и паломников каждое лето. Впрочем, попасть на Соловки можно и осенью. Сейчас здесь чуть прохладнее, чем в Питере, - типичный ноябрь, а полярная ночь еще не началась. И - важный момент - нет летнего туристического многолюдья…
Кресты обетные и кресты поклонные
Архипелаг исхожен паломниками вдоль и поперек, они - в основном люди пожилые - преодолевают десятки километров пешком, чтобы увидеть миниатюрные часовенки, в которых когда-то молились старцы, скиты, действующие поныне, и большие деревянные кресты.
Эти кресты делятся на два вида - обетные и поклонные. Первые еще до революции ставили крестьяне - в благодарность преподобным, которые своими молитвами помогали людям справляться с жизненными трудностями. Многие из крестьян после чудесного исцеления оставляли родных, хозяйство и, выполняя свой обет, уезжали в монастырь навсегда. Поклонные же кресты ставили монахи - на памятных местах.
В советское время почти все деревянные сооружения были спилены. Один из немногих уцелевших - крест на Макарьевской пустыни. Начальник лагеря мог видеть его из окна своего дома, но так и не заметил - видно, не до церкви было. Еще один уцелевший крест - нерукотворный. Находится он на Голгофской горе острова Анзер. После того как в 20-е годы здесь уничтожили последнюю святыню, обитатели Соловков начали шептаться: «Какая же это Голгофа?» И вскоре на горе выросла причудливая береза - в форме креста. Ученые считают, что ее покорежил ветер, но верующие, паломники и монахи, думают иначе.
Где ты, Большая земля?
Сразу за поселком Соловецким - соленое, студеное Белое море. Зимой это море замерзает не полностью, однако сезон навигации строго регламентирован: с декабря по апрель на Соловки можно добраться лишь самолетом. Продукты на остров в это время также доставляются только воздушным путем - из-за этого стоимость их очень высока. Пол-литровый пакет молока, например, стоит 70 рублей. Зато в местном магазине большой выбор булочек - монастырских, из грубого и чуть сладковатого теста.
В холода тут все как будто замирает: деревья в инее, сугробы - глубокие, серебристые и белая пустота кругом. Говорят, это и есть подлинные Соловки.
Начать жизнь с чистого листа
В поселке есть несколько домиков, имеющих статус памятника культурного наследия. Нет, это не дворянские дачи, не княжеские усадьбы - это бывшие тюремные бараки. В одном из них расположился продуктовый магазин, в другом - небольшой музей. Музей-потрясение. На Соловках вообще многое потрясает. От монашеских скитов до прекрасных лесов и маленьких диких часовен, в которых пытали и убивали узников ГУЛага, - а ведь с тех пор и ста лет не прошло.
После сталинской эпохи и расформирования лагеря архипелаг выглядел как обглоданная, никому не нужная кость: вырублены леса, разграблены церкви, сбиты колокола. Остались только кладбища, и те - в запущенном состоянии. В конце 50-х на острове затеплилась жизнь: и мирская, и духовная. Потихоньку поднялся лес, появились жилые дома, сначала возрождались храмы, позже возобновились и богослужения в них.
О Соловках ходит много легенд. Что-то правда, что-то вымысел. Но это, пожалуй, самое невероятное место во всей России. И ехать сюда стоит, не столько даже чтобы посмотреть достопримечательности, а чтобы очиститься душой и начать жизнь заново. Для этого и короткой ноябрьской недели будет достаточно.
Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото автора