По-старому

Против «Лады» нет приема

Россияне предпочитают отечественные подержанные машины

В России в этом году покупают меньше подер­жанных машин, чем в прошлом. Об этом говорит сухая статистика - с января по сентябрь в нашей стране было продано 4 миллиона 19 тысяч авто, что на два процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. Заметен и явный перекос в сторону отечественного производителя - четыре первые строчки «бэушного» рейтинга оккупировали модели «Лады». Хотя это не должно никого удивлять, ведь цена на вторичном рынке автомобилей имеет очень большое значение.

Необходимый барьер
Времена, когда подержанные машины массово ввозились из-за границы и продавались у нас почти за копейки, давно миновали. Может, оно и к лучшему, все-таки импортный автохлам не намного лучше нашего. Кстати, в России прошлой осенью как раз был введен утилизационный сбор для машин, произведенных за границей. После вступления России в ВТО это стало заменой заградительной пошлины.
Причем коэффициент сбора для подержанных авто был в несколько раз выше, чем для новых. Естественно, резкого взлета продаж «вторичных» иномарок удалось избежать, хотя иностранцы не просто обиделись, а вчинили иск. Прошлым летом в ЕС посчитали, что утилизационный сбор противоречит свободной торговле и конкуренции, и подали по этому поводу на Россию в суд Всемирной торговой организации. Формально наши парт­неры по ВТО были правы, поэтому с 1 января 2014-го утилизационный сбор введут и на производимые в России машины. Но думается, при помощи точечных льгот ­сумеют компенсировать взимаемые сборы.
Как бы то ни было, рынок подержанных иномарок в России сократился до минимальных размеров. Лидер среди «иностранцев» «Toyota Corolla», выпускаемая с 80-х годов и считающаяся самой популярной машиной в мире, у нас лишь замыкает топ?5. Кроме того, на десятом месте расположился другой зарубежный долгожитель - «Ford Focus», который к тому же много лет производится и в России. А все остальные строчки в топ-10 оккупировали старые добрые «Лады». Что и понятно - их великое множество, да и цена, как правило, в разы меньше по сравнению с иномарками. Примечательно, что их средний возраст составляет примерно 15 лет против девяти лет для продукции зарубежного автопрома.

Дешево и сердито
Возглавляет список самых продаваемых подержанных машин уже который год знаменитая «семерка». Классическая «Lada-2107» еще с конца семидесятых в фаворе у граждан СССР, а затем и России. Неудивительно, что ее на вторичном рынке продали за девять месяцев в количестве 164,9 тысячи экземпляров. Кстати, в прошлом году продали еще больше. Пусть весной 2012?го «семерку» сняли с производства, но на народную любовь это ни капельки не повлияло.
Второе место и вовсе у «десятки», которую перестали выпускать еще в 2007-м. И ничего ведь - продают, покупают, ездят. И даже если с годами снятые с конвейера «семерки» и «десятки» по причине естественного износа начнут сдавать позиции, то их наверняка заменит на верхних строчках также продукция АвтоВАЗа. Пусть россияне все больше предпочитают новенькие иномарки, среди подержанных машин они останутся верны отечественному производителю. Поскольку дешево и сердито…

Константин МАЛИНИН

12.10.2015