Хит-парад

Был «Форд» - стал ГАЗ
Самые известные советские авто довоенной поры
После революции 1917 года и Гражданской войны автомобильная промышленность нашей страны пришла в упадок. Но в тридцатые годы прошлого века в СССР решили взяться за возрождение отрасли, пусть и по заграничным лекалам.

ГАЗ-А
Первый советский легковой автомобиль с закрытым кузовом массовой конвейерной сборки производили на Горьковском автозаводе с 1932-го по 1936-й. Причем пятиместная четырехдверная машина являлась лицензионной копией «Ford-A». Рамная конструкция, трехступенчатая коробка передач… Разгонялся ГАЗ-А до 90 км в час, но бороздил просторы СССР недолго. Уже в 1936-м всем его владельцам было предписано сдать ГАЗ-А государству и приобрести с доплатой его «наследника» - ГАЗ-М-1.

ЗИС-101
Советские чиновники тоже хотели ездить на лимузинах. Причем на своих, а не импортных. За основу машины, выпускаемой с 1936-го по 1941-й на Заводе имени Сталина в Москве, взяли американский «Бьюик» начала тридцатых, модернизировав его при помощи собственных конструкторов и американского кузовного ателье по последней моде. В частности, впервые в отечественном автомобилестроении машину сделали с отапливаемым салоном и она была оснащена радиоприемником и двухкамерным карбюратором. На авто ездили не только партийные чиновники высшего и среднего звена, но и простые граждане, выигравшие его в лотерею.

КИМ-10
Раз есть лимузин, то должна быть и советская малолит­ражка. Ответственным за это направление в СССР стал Московский автомобильный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ). За основу взяли «Ford Perfect» 1939 года, а кузов изготовили в США по проекту горьковского художника Бородского. По задумке властей КИМ-10, вышедший впервые в 1940-м, должен был стать первым советским народным автомобилем, но планы были нарушены из-за Великой Отечественной войны.

Сергей ЛИНЕШИРОВ

12.10.2015