Тяжелая ноша

«Мешки таскали падающие от недоедания девчонки!»

Наталья Житенева была грузчиком на эвакуационном пункте

Кто сказал, что у войны не женское лицо? Машины и баржи, приходившие в блокадный город по Дороге жизни, помогали разгружать женщины и молоденькие девчонки. Они своими исхудавшими руками тягали ящики и мешки весом 50 - 70 килограммов, а также переносили эвакуированных ленинградцев, которые уже не могли подняться на ноги. Среди этих самоотверженных женщин была Наталья Михайловна Житенева.



Первые годы войны она проработала на эвакуационном пункте Дороги жизни, где принимали эшелоны из Ленинграда и готовили их дальше для отправки по Ладоге в Кобону.
- Приходил поезд, мы его разгружали, мешки и тюки переносили в вагонетки и по узкоколейной дороге везли их на пирс в Осиновец, - вспоминает Наталья Михайловна. - Потом затаскивали эти вещи в трюмы судов. Это - в летний период, когда была открыта навигация. А зимой просто грузили все на машины. Конечно, работать было очень тяжело. Главная беда - ворочать тяжести надо, а сил нет! Кормили-то нас крайне скудно. По сути, мешки таскали падающие от недоедания девчонки! Нам тогда было по 15 - 16 лет… Не щадила нас и погода. Ведь работали под открытым небом - и в дождь, и в снег.
Но, как вспоминает Наталья Михайловна, все эти собственные невзгоды не казались такими уж страшными, когда работницы эвакуационного пункта смотрели на приезжающих ленинградцев. Девушки близко к сердцу принимали беды людей, вырвавшихся из блокадного ада. Плакали, когда видели исхудавших до костей ребятишек, потерявших пап и мам! Но горше всего было, когда кто-то из детей умирал, не вынеся тягот пути. Умирал, когда совсем немного оставалось до спасения.

Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015