Мастерство

Быль о сибирском физике и подкованной блохе

В музее «Русский Левша» выставлены эксклюзивные микроминиатюры

С момента появления книги Николая Лескова о подковавшем живую блоху оружейнике Левше, имя которого стало символом русской находчивости и таланта, прошло почти полтора века. И все это время многочисленные Левши продолжали удивлять мир своим мастерством, которое всегда выходило за рамки только «подков и блох» и никогда не стояло на потоке. А десять лет назад такие умельцы объединились в Международную гильдию мастеров, которая не только помогает им в творчестве, но и двигает это творчество в массы. Ведь сегодня далеко не в каждом музее есть место для работ народных мастеров. Потому-то гильдия и решила организовать свой музей, где все экспонаты - творения умельцев с золотыми руками. Называется музей, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга, «Русский Левша», и название его говорит само за себя.



Левша с ученой степенью
И конечно же, наряду с работами кузнецов, худож­ников и других мастеров декоративно-прикладного ис­кусства главное место в экспозиции занимают работы именно Левши. Правда, имя у него сегодня другое - новосибирский ученый, доктор физико-математических на­ук Владимир Анискин 16 лет назад совершенно случайно наткнулся на книги об ис­кусстве микроминиатюры (именно так по-научному называется то, чем занимался лесковский Левша). И тогда еще вчерашний студент заинтересовался - до такой степени, что забросил другое свое хобби, ювелирное дело, - и попробовал себя в микроминиатюре.
Как рассказывает экскурсовод Инна Козлова, «проба пера» была сделана на срезе рисового зернышка - на нем Анискин, глядя в обычный микроскоп, написал иголкой простой текст. Через два года из-под иголки вышел уже более сложный вариант - текст на рисовом зерне состоял из 22 строк.



Пыльная роза
Но для более изысканных работ требовался и более подходящий инструмент, купить который было негде и не у кого. Ведь микроминиатюристов во всем мире сегодня всего десять человек, и у каждого свои секреты. Тогда, по словам Инны Козловой, Анискин сам придумал станочек размером с ладонь, на котором вытачивал специальные инструменты. Оставалось выполнить программу-минимум современного Левши. Считается, что только тот, кто подкует блоху, «проведет» караван верблюдов через игольное ушко и сделает миниатюру на срезе человеческого волоса, достоин звания мастера. Анис­кин все это выполнил - сначала подковал самую что ни на есть живую блоху. О том, где он ее взял, красноречиво говорит надпись рядом с этой «классикой жанра»: «Блошка Кузьмовна, спонсор - кот Кузя». И хотя подкова насекомого размером всего 0,06 миллиметра, на ней нашлось место для фирменного клейма мастера и флага России.
Следующими были верб­люды. Платиновые животные бредут по игольному ушку, и, глядя на них в микроскоп, забываешь, что на самом деле эти корабли пустыни ростом 0,1 миллиметра.
Но сложнее всего было с волосом. Мало того что он должен быть только светлым и натуральным, так его еще надо просверлить и отполировать для прозрачности. Как просверлить волос - мас­тер знает. Как на это хватает терпения - даже Анискин сказать не может. Но вот на то, чтобы поместить в просверленный и отполированный волос, как в колбу, розу, сделанную из частиц пыли, у него ушло три месяца.
Вообще же на создание микроминиатюр уходит от одной недели до полугода. Например, самая затратная по времени работа Анискина - шахматный столик с фигурами. На его изготовление ушло полгода.



Между двумя ударами сердца
Теперь о пыли. Это Анис­кин - не зря же все-таки по профессии он физик - сам придумал, что из нее можно делать фигурки. И теперь у него дома есть специальная полочка, на которой собирается пыль. При тысячекратном увеличении пылинки делятся на цвета, размеры и фактуру, склеиваются, и в результате получается прекрасная роза.
Еще одно ноу-хау Владимира Анискина - объемные фигурки, сделанные из микрочастиц акриловой краски. В музее, например, можно увидеть таких объемных крокодила Гену и Чебурашку, стоящих на срезе макового зернышка. Они сделаны из цветного акрила, и лишь зуб у Гены - золотой.
Есть в экспозиции и акварель на срезе яблочной косточки. Мазок беличьей шерстинкой в этом случае приходилось делать каждые две секунды - как говорит мастер, «между двумя ударами сердца».



Из музея - в космос
Но все это, так сказать, чистое искусство. Которого, впрочем, было бы вполне достаточно для того, чтобы стать музейным объектом. Но Анискин все-таки мастер русский и поэтому без идеи обойтись не мог. И вот уже под микроскопом появляются два жука. Один - колорадский, на спине которого американские истребители, другой - более близкая нам божья коровка с отечественными самолетами.
Есть у Анискина и коллекция российских микроорденов, и точная копия Кубка УЕФА с российским флагом на основании. Целая серия миниатюр посвящена космосу. Это и выполненный из чистого золота портрет Гагарина на срезе макового зернышка, и самая маленькая фигурка - спутник диаметром 0,025 миллиметра.
Кстати, единственный пока филиал «Русского Левши» собираются открыть в этом году на МКС - туда должны взять и десять миниатюр Анискина из космической серии. Все они разместятся под уникальной линзой, сделанной из цельного кварца. Некоторые экспонаты связаны с космосом напрямую - их Анискин разместил на семенах растений, которые дали плоды в оранжерее на МКС, или сделал из частиц краски, собранной с обшивки спус­каемого аппарата.Такая вот фантастика!
И если инопланетяне все-таки существуют, им может повезти - и они увидят одно из чудес, сделанное руками  земного человека.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015