Закон есть закон

Машины с дороги убрать, ОСАГО подождать!

Оформлять ДТП без инспектора ГИБДД можно, но очень осторожно

«Смена» уже рассказывала о грядущих реформах, касающихся оформления мелких аварий на месте ДТП. И вот планы начали реализовываться. Первые изменения в Правила дорожного движения, касающиеся данного вопроса, уже официально внесены. Сейчас автомобилистам не нужно дожидаться инспектора ГИБДД, если они сами в состоянии решить, кто прав, а кто виноват. Скоро ожидания не потребуется и в случае разногласий.

Если возможно технически
Да, это очень удобно: водители быстро договариваются без «посторонних», то есть без представителей власти, оформляют документы для страховой. Ну а если не договариваются, то процесс оформления ДТП затягивается порой на несколько часов. Все-таки не каждый участник аварии готов добровольно признать свою вину даже тогда, когда она очевидная. Ну а полицейские на «место преступ­ления», мягко говоря, не всегда спешат… По новым правилам, которые вступят в силу с 1 июля 2015 года, все упростится. Главный пункт правил - водителей обяжут убрать машины с дороги, даже если у них имеются те самые разногласия. Правда, перед этим придется зафиксировать аварию при помощи фото- или видеосъемки.
Смысл нововведений понятен и логичен. В большинстве крупных городов аварии на дорогах слишком часто приводят к заторам. Причем проблема пробок, в частности в Петербурге и в Москве, столь серьезна, что разрешить ее - задача практически невыполнимая. А ДТП только способствуют пробкам. Потому и требуется убирать стоящие машины с проезжей части при любых раскладах. Если, конечно, это возможно технически…

Ждать или не ждать?
И все бы хорошо, но, как обычно, имеются определенные нюансы. Понятно, что в современном мире практически у каждого есть мобильный телефон, снабженный функциями фотографирования и видеосъемки или хотя бы первой из них. Но, с другой стороны, никто не обязан носить с собой мобильник. А представьте себе, что ни у кого из участников ДТП их нет с собой. Понятно, что вероятность этого невелика, но она все-таки существует. Получится, что не только невозможно сфотографировать место аварии, но и не представляется возможным вызвать полицию. Короче говоря, инспектора без работы не останутся!
Впрочем, на данном этапе автовладельцев больше заботит не сам факт присутствия - отсутствия полицейских на месте ДТП, а вопросы, связанные с оформлением полиса ­ОСАГО, в том числе без участия инспектора ГИБДД. Еще полтора месяца назад лимит страховой суммы при самостоятельном оформлении ДТП вырос с 25 до 50 тысяч рублей. Оформить европротокол представляется возможным только в следующих случаях: если при ДТП нет пострадавших среди людей - вред причинен лишь транспортному средству; если в ДТП было задействовано лишь два автомобиля; если обстоятельства аварии, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий у обоих водителей. Когда все три «если» сходятся, полицейские не нужны, а выплата по страховке все равно положена. Кстати, если кто не помнит, специальный бланк, который необходимо заполнить для страховой компании, должен быть передан ее представителю в течение пяти дней после ДТП.

Эксперимент для новеньких
Прежде желающих оформлять ДТП самостоятельно было немного. Не из-за отсутствия фотоаппарата, разумеется. А потому, что в среднем ОСАГО покрывал в этом случае не более 9 процентов убытков. Починить машину за 25 тысяч сейчас нереально. Когда же сумма увеличилась до 50 тысяч… Додумали? Ответ неправильный! Когда же сумма увеличилась до 50 тысяч, об этом просто никто не узнал!
Теперь - о том, что точно всем знать нужно. С 1 октября 2014 года в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях стартует эксперимент, по которому лимит выплат по европротоколу увеличится до 400 тысяч рублей.
В чем загвоздка? Помимо бланка и фотовидеосъемки, водители будут обязаны предоставлять данные, зафиксированные с применением глобальных спутниковых систем.
Вот в этих системах как раз и половина загвоздки. Стоимость сего оборудования составляет 5 - 6 тысяч рублей. Не 5 копеек, прямо скажем. Приплюсуем еще стоимость самого полиса ОСАГО. Получается 8 - 9 тысяч рублей. Совсем не 5 копеек! Далеко не каждый станет тратиться на это.
Еще более существенный нюанс: в действительности речь о 400 тысячах может вес­тись только в случае, когда полис ОСАГО оформлен не ранее 2 августа нынешнего года. Счастливых обладателей таких полисов - совсем немного. Для всех же закон вступит в силу только летом 2015-го… Вот и получается, что на бумаге все замечательно. А на деле всегда приходится ждать. То инспекторов ГИБДД, то вступления в силу законов.

Максим ТАЛАНОВ
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015