Путевые заметки

Словно побывали на Луне

Корреспонденту «Смены» не слишком повезло с погодой на Эльбрусе

(Окончание. Начало в номерах от 18 и 25 мая)


Ночь, «Бочки» - очень холодно и хочется спать. Что, впрочем, является не самым плохим знаком - год назад перед стартом восхождения на Западную вершину Эльбруса в рамках фестиваля Red Fox Elbrus Race вообще почти не сомкнул глаз из-за накатившей бессонницы. Сейчас же мой организм неплохо привык к высоте почти 3800 метров. Вот только к подъему в два ночи он почему-то явно не привык. Ничего, не хочет просыпаться - заставим. Просто так, без борьбы, от своей самой высокой цели отказываться я не собирался. Хотя и понимал - шансы на успех достаточно призрачны.

Вместе безопаснее

Еще накануне вечером стало ясно - скоростному восхождению (2015 Russian Skyrunner Series®: SkyMarathon® - Mt Elbrus, 2350 - 5642 м) быть. Самые крутые скайраннеры, то бишь мастера «небесного бега» по горам, стартовали непосредственно с поляны Азау. Но сравнивать себя с этими уникальными людьми я и не собирался. Как и с теми, кто намеревался в семь часов утра отправиться на Западную вершину с «Бочек». Пусть и уверенно прошел квалификацию к восхождению в рамках «Вертикального километра». Но «Вертикальный километр» при всей его сложности - всего лишь цветочки. Ягодки начинаются на высотах за четыре километра. С кислородным голоданием, легким или не очень головокружением и ощущением нереальности происходящего на фоне удивительных, неземных пейзажей - такое ощущение, словно бродишь по Луне или Венере.Впрочем, отбросим лирику. Столь ранний выход, в три часа ночи, был запланирован не просто так - именно в это время с «Бочек» стартовали участники Альпиниады, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, не растерялись и многочисленные восходители-«дикари». Понять их было несложно - когда на склоне куча народу, а вокруг судьи и спасатели, шансы на безопасные подъем и спуск значительно повышаются. Как и на то, что в случае форс-мажора тебя выручат из беды. И помощь «дикарям» действительно понадобилась. Смелость, конечно, города берет, но даже по сравнению с нашей журналистской бригадой подготовка и экипировка отдельных восходителей оставляла желать много лучшего. 

Избежать тотальной «заморозки»

Тем более если ветер по сравнению с предыдущим днем немного утих, то мороз отступать и не собирался. Даже на «Бочках» в ночь перед восхождением температура составляла где-то 10 - 15 градусов ниже нуля. Как следствие, и в маленьких вагончиках, не отягощенных отоплением, приходилось туго. Дабы избежать тотальной «заморозки», в спальный мешок на ночевку впервые пришлось залезть прямо в верхней одежде - в теплых штанах и пуховой куртке. Шапку тоже снимать не стал. И явно не прогадал.Кстати, в итоге к началу журналистского восхождения нас осталось всего трое. Остальные после изматывающей подготовки решили, что Эльбрус для них слишком крут. Честно говоря, к моменту старта и сам чувствовал себя немного усталым. И дело даже не в подъеме в два часа ночи. На высоте ночевок было достаточно, вот только важные паузы для лучшего восстановления мы в процессе акклиматизации делать не успевали. Да и идти пришлось на сей раз непосредственно от «Бочек», а не от начала скал Пастухова, как в 2014-м. Как следствие, восход солнца мы встретили чуть выше «Приюта 11». Стартовали размеренно, не торопясь, экономя силы. После часа ходьбы ноги стали немного проскальзывать. Ничего страшного, нацепили кошки и продолжили путь. Вскоре навстречу нам стали попадаться первые неудачливые восходители - кто-то изрядно пошатывался из-за подхваченной горной болезни, кто-то отморозил руки-ноги. Признаюсь, ноги в непромокаемых пластиковых альпинистских ботинках и двух парах носков начали немного мерзнуть и у меня. Солнце вышло, но и не думало припекать, а ветер только усиливался. Особенно на открытых участках. При этом требовалось еще и уворачиваться от ратраков (тракторов на гусеничном ходу), снующих по склону с раздражающей частотой. Нет, конечно, с автомобильными пробками на питерских улицах в часы пик было не сравнить, но все-таки даже пара-тройка шагов раз в несколько минут в сторону от колеи сбивали с настроя и ломали ритм. 

Самый лютый май

А с каждым десятком метров набора высоты становилось все труднее. И дело даже не в легкой головной боли, она на высоте 4500 - 4700 понятна и привычна, а в лютом холоде - чем выше поднимались, тем ниже становилась температура. Май на Эльбрусе, к нашему сожалению, в этом году выдался аномально морозным. Самым лютым за все годы проведения Red Fox Elbrus Race. - Гора стояла, стоит и будет стоять, а новые ноги мне никто не выдаст, - мрачно пошутил один из спускавшихся вниз спортсменов.Этот скайраннер выглядел достаточно свежим и подготовленным, но все же отказался от покорения вершины из-за серьезного риска обморожения. Вот и перед нами на скалах Пастухова после нескольких часов пути встала дилемма - идти дальше вверх или все же спускаться вниз? Понятно, что на эмоциях хотелось продолжать свое восхождение, благо горная болезнь особо не чувствовалась, а функциональное состояние было более-менее в норме. Но на Косой Полке, то есть на высоте за 5000 м, организм, несмотря на все наши акклиматизационные выходы, мог дать слабину. Что в такую погоду (на вершине Эльбруса температура воздуха составляла -40oC) при не самом филигранном владении альпинистскими кошками и в отсутствие гида могло привести к крайне неприятным для нас последствиям. Забегая вперед скажу, что многих «дикарей» и привело - на подъеме и спуске некоторые поскальзывались и кубарем скатывались со склона, ломая руки и ноги. Говорят, в одном из случаев чудом удалось избежать трагедии - выручила молниеносная реакция спасателей МЧС.Нас же спасать не пришлось - здравый смысл после недолгой борьбы все же справился с гордостью. Через какое-то время мы уже сидели на «Бочках» в столовой, пили чай и слушали слова утешения в духе «Ничего страшного, все правильно сделали - в следующий раз зайдете». Первая моя попытка восхождения на Эльбрус в 2014-м завершилась всеобщим разворотом в конце Косой Полки (вершина тогда была закрыта для всех), во второй раз пришлось сказать себе «стоп» чуть ниже. Получится ли забраться на Западную вершину в третий? Кто знает… Как бы то ни было, даже изматывающие эльбрусские тренировки и экстремальные ночевки вспоминаются нынче с радостью, теплотой и даже с ностальгией. Как и положено настоящим увлекательным горным приключениям.

Сергей ПОДУШКИН, Эльбрус - Санкт-Петербург

12.10.2015