Логике вопреки

Чуть помедленнее, Москва, притормози, Питер!

В крупных российских городах хотят ввести ограничение скорости до 50 км/ч

Не все обострения происходят весной. Вот, например, гениальные идеи, призванные навести порядок на российских дорогах, появляются у наших законодателей, как правило, летом. Поскольку это происходит уже бессчетный год подряд, то прослеживается вполне конкретная закономерность. Чем она вызвана - то ли наступлением жары, то ли предстоящим отпуском, - ответов на сей вопрос нет. Итак, очередное ноу-хау, родившееся в недрах верхней палаты российского парламента: сенаторы предлагают ограничить максимально разрешенную скорость в крупных городах 50 километрами в час!

Аргументы и эксперты

С незапамятных времен в российских городах разрешено ездить со скоростью 60 км/ч. Как и в большинстве мировых мегаполисов. Конечно, есть и исключения, в том числе и в Европе. Например, в Нидерландах, в Швейцарии, на Кипре, в Болгарии и даже в Германии. Там в отдельных городах разрешается «гнаться» со скоростью лишь 50 км/ч, а кое-где нельзя ездить быстрее 30 км/ч. На эту практику и ссылаются уважаемые сенаторы.По их мнению, мягко говоря спорному, снижение порога скоростного режима - цитируем - «позволит сократить количество ДТП и уровень смертности на дорогах, а также п­оспособствует уменьшению числа пробок и улучшению экологической ситуации, особенно в крупных городах». Именно такая аргументация приводится в обращении к правительству, которому, собственно, и предлагается рассмотреть данный вопрос. И еще один аргумент. «По оценке экспертов, при скорости автомобиля 50 км/ч с учетом времени реакции и тормозного пути расстояние, которое проходит автомобиль до остановки, составляет 28 метров, а при скорости 60 км/ч - 36. В условиях города эти восемь метров могут стоить жизни пешеходу», - уверяют сенаторы.С расчетами экспертов относительно тормозного пути никто спорить и не собирается. Только они имеют весьма далекое отношение к реальности. Потому как те, кто оказывается виновниками ДТП на пешеходных переходах, как правило, ездят со скоростью не 50 км/ч и не 60 км/ч, а намного быстрее. Такова статистика, а против нее не попрешь. Потому, что бы там ни было записано в ПДД, на длине тормозного пути это сказываться не будет ровным счетом никак.

Разве мы живем в горах?

Зарубежный опыт, говорите? Может, швейцарский? Не вопрос. Например, есть в этой замечательной горной стране живописный город Лозанна, расположенный на берегу голубого Женевского озера. Там действует ограничение скорости в 30 км/ч. Более того, этот скоростной режим жестко соблюдается. Один только существенный нюанс. Лозанна стоит на горе. Там практически нет прямых улиц. Более того, они еще и все наклонные. Там даже поезда ездят только сверху вниз и снизу вверх. И поверьте, даже не будь запрещающих знаков, быстрее 30 км/ч там ездить просто сложно. Но ограничение правильное и логичное. Но если перебраться на другую сторону Женевского озера, скажем в Женеву, то там уже можно ездить быстрее, потому что город находится на равнине, а не на горе. Но сами улочки там все равно очень короткие, много перекрестков, нет проспектов. Прямо скажем, не Москва, даже не наш Санкт-Петербург. Потому и ездят под 50 км/ч.Какой еще опыт рассмот­рим? Давайте голландский. Начнем с того, что относительно крупных города в Нидерландах всего два - Роттердам и Амстердам. Действительно, в Амстердаме действует ограничение скорости в 50 км/ч. Но возникает вопрос к тем, кто приводит Амстердам нам в пример: господа сенаторы, а вы там бывали? Если нет, то зачем ссылаться на Нидерланды? А если бывали, то у вас не возникло бы вопроса, почему там разрешается ездить не так быстро. Это город с узкими улицами, на которых действует двухстороннее движение. Более того, это велосипедный город. Там на машине ездить не то что невозможно - часто бессмысленно. Почти все небольшие расстояния, а больших там и нет, преодолеваются на двух колесах. Ко всему прочему эти велосипеды, несмотря на то что ездят по выделенным дорожкам, сильно мешают движению автомобилей и пешеходов одновременно. Я уже не говорю о том, что Амстердам в десять раз меньше Москвы. Хватит опыта?

Создание видимости…

Остальные аргументы еще более нелепые. Совершенно очевидно, что снижение средней скорости приведет не к сокращению пробок, а к их увеличению. Для того  чтобы это понять, достаточно было изучать в школе математику. Ну и немного физику. Потому как чем выше скорость потока автомобилей, тем быстрее рассасывается пробка, скажем, образованная из-за аварии на трассе. Одно дело, когда ты стартуешь и разгоняешься со скоростью 100 км/ч. Совсем другое - когда 50 км/ч. Экология? И тут все наоборот! Чем больше машин скапливается в одном месте, тем хуже там становится экологическая обстановка.Наконец, самый последний вопрос: зачем уважаемые государственные люди в принципе пытаются реализовать эти откровенно бредовые идеи? Напрашивается лишь один ответ: так намного проще создавать видимость того, что борьба с аварийностью на дорогах действительно ведется.Ведь совсем недавно президент Владимир Путин распорядился - принять дополнительные меры, чтобы снизить число ДТП на дорогах. И эти меры действительно необходимы. В последние годы все вводимые законы по данному направлению касались в основном увеличения размеров штрафов за нарушение ПДД и привлечения к уголовной ответственности пьяных за рулем. Пьяных стало немного меньше, а вот аварии как были, так и есть.

Какой русский не любит…

Так, может, пора заняться решением проблемы, а не созданием видимости работы? Опять же есть статис­тика, которая, как известно, знает все. И она упрямо твердит: более 55 процентов ДТП происходит не из-за превышения скоростного режима и, разумеется, не из-за пьяных. А по причине безобразного качества дорог! Ремонтировать которые надо. Но не для галочки и отмывания денег, как порой происходит в нашей стране, а чтобы дороги были ровные и надежные. Тогда, глядишь, и 60 км/ч ездить можно будет…Ну и напоследок. Какой русский не любит… Все помнят, что он не любит, в смысле - любит. Можно вводить какие угодно ограничения и какие угодно штрафы. Медленнее ездить все равно н­икто не будет. Или у нас кто-то ездит сейчас не более 60 км/ч?!

Максим ТАЛАНОВ

12.10.2015