Пернатый конвейер

Нелегкая это работа - быть курицей

Как живется несушкам на одной из крупнейших в Ленобласти птицефабрик

Какими только эпитетами не наградил народ курицу. Она и глупая (куриные мозги), и не птица вовсе (курица не птица…). Сразу видно, что как представитель животного мира курица не пользовалась у людей большим уважением. Зато ее мясо и яйца всегда были в почете. Трудно найти более полноценный и сбалансированный продукт питания, чем куриное яйцо. Так что же было вначале - яйцо или курица? Побывав в поселке Первомайское на птицефабрике «Роскар», мы пришли к однозначному выводу: первым было яйцо, ведь с него все не только начинается - яйцом и заканчивается. У специалистов это называется «замкнутый производственный цикл». А для кур это - короткая жизнь, отданная на благо человека.

Желтые пушистые комочки
Неизвестно, кто был предком самой первой курицы на земле, но «роскаровские» несушки своей высокой яйценоскостью обязаны немецким прародителям. Порода Ломан Браун доказала свою эффективность еще 15 лет назад, поэтому птицефабрика до сих пор пользуется этим кроссом. От него получают потомство, которое становится родительским подсадом для нового поколения несушек. Генетически эта порода кур приспособ­лена к ежедневной яйценос­кости, начиная с возраста 120 дней и почти до полутора лет. Затем яйценоскость снижается. Поэтому, как это ни цинично, дальше курицу кормить нерентабельно. Хотя промышленная курица живет недолго, ее жизнь так плодотворна, что людям давно пора поставить памятник несушке.
На территории фабрики расположено несколько видов куриных «домов». Самый первый из них - инкубаторий, где появляются на свет желтые пушистые комочки. Сразу после рождения они переезжают на новые «квартиры» в цех выращивания. В гости к птицам можно заходить только в специальной стерильной одежде, причем сначала в детские «комнаты», а уж потом - во взрослые, а не наоборот, чтобы случайно не занести малышам инфекцию.
Маленькие птенцы вызывают умиление, они похожи друг на друга, как капли воды. Еще некрепко стоят на ножках, но уже толкаются, крутят головками, суетятся, пищат. И вполне самостоятельны. Сами находят поилку - красный пластмассовый сосок на потолке. Притронутся клювиком к ниппелю, и из трубочки закапает вода. Только через четыре месяца цыплята превратятся во взрослых кур, а пока их задача - расти крепкими и здоровыми. За этим следит начальник цеха выращивания Елена Лаптева.
- Пока птенцы маленькие, им необходимо тепло, поэтому в клетках поддерживается температура воздуха 35 градусов, - рассказывает она. - В каждой клетке - 40 голов, но уже через тридцать дней, когда цыплята подрастут и окрепнут, половину отсадят в другую «квартиру».
Цыпленок быстро набирает массу. Он рождается весом 35 граммов и в первый день съедает 12 граммов корма. Каждую неделю объем пищи увеличивают, а уже через месяц малыши становятся похожи на «подростков» - еще без хохолка, но уже с длинной шеей и крыль­ями. Тогда в 32 дня их снова делят и поселяют в клетки по 10 особей.
В цехе выращивания семь четырехэтажных корпусов, в каждом живут по двести тысяч птенцов. Несмотря на автоматизацию производства, работа с живой птицей невозможна без человеческого внимания. Ухаживает и следит за цыплятами одна птичница на два этажа. Она проверяет, как растет и развивается молодняк, а недокормышей отсаживает в другую клетку и, пока они не догонят своих сверстников, держит там на усиленном питании.
Жизнь курицы в условиях птицефабрики расписана по дням и неделям. Ей подчинены все производственные процессы, касающиеся кормления и содержания птицы и рассчитанные по специальным программам.

Что в курицу вошло, то из нее и вышло
В доме, где выращивают несушек, стоит птичий гомон. Это кур готовят к переезду на новое место жительства, в цех промышленной несушки. В корпусах цеха - такие же клетки, только четырехэтажные. «Роскар» стала первой в стране птицефабрикой, построившей такие птичники-многоэтажки. Здесь клетки служат гнездами, в каждом из которых располагается по семь несушек. Пол в клетке сделан под небольшим уклоном, поэтому только что снесенное яйцо тут же попадает в конвейер, расположенный под кормушками. А чтобы курица не повредила яйцо случайно или нарочно (куры могут его склевать), на страже стоит электропастух.
В цех несушек курицы прибывают в 105-дневном возрасте. Там в течение десяти дней их готовят к работе. Это так называемый период разгона, когда курицу подготавливают к яйцекладке. У нее в это время самый «щедрый» стол, практически санаторное питание.
- В стартовом рационе больше витаминов и калорий, - рассказывает начальник цеха Николай Вашков. - А потом птицу сажают на стандартный корм. На протяжении жизни состав комбикорма меняется несколько раз. От того, что курица ест, зависит, какое будет яйцо. Отсутствие травы и червячков, которыми лакомятся в природных условиях деревенские куры, здесь компенсируют комбикорма. Их состав рассчитывает зоотехническая служба с учетом возраста и производственной задачи. Помимо круп, корма содержат витамины и микроэлементы, особенно кальций, который необходим для формирования прочной скорлупы.
Комбикорм изготавливают на собственном заводе, а воду для поилок берут из артезианских скважин, дополнительно очищая от примесей.

Первое яйцо не в счет
Первое яйцо у курицы получается величиной с наперсток. И последующие десять не намного больше, поэтому считаются «некондицией». Зато потом курица начинает нестись, как положено, в день по яйцу и выдавать на-гора продукцию того размера, который запросят сотрудники фабрики.
- В зависимости от того, какие яйца надо получить, создается специальная световая программа, - поясняет Николай Вашков. - В первые дни освещенность самая сильная - 24 часа в сутки, потом снижается до 14 часов и держится так постоянно весь основной период яйцекладки. Если в природе зимой куры делают перерыв, а весной несутся с новой интенсивностью, то в искусственных условиях они работают круглый год и не чувствуют разницу между сезонами. Это происходит благодаря стабильной освещенности помещений. До 180-дневного возраста куры несутся в полную силу. Затем яйценос­кость постепенно снижается и через четыре-пять месяцев падает до 94 процентов. К этому времени курам сокращают световой день до 9 часов в сутки. А если от несушек требуется крупное яйцо с самого начала, то им искусственно тормозят начало кладки, снижая освещенность в первые недели.
Свет, тепло, вентиляцию, влажность в гнездах задает машина и выводит на компьютер. За этими и другими параметрами следят мас­тера участков, в ведении которых по нескольку корпусов. А у начальника цеха под контролем вся система жизне­обеспечения несушек. Если случается неполадка - погас свет или перестала поступать вода, - на экране появится красный сигнал. В любое время можно изменить параметры - добавить корма, воду или поменять освещенность.
Яйца у кур формируются ночью, когда птицы отдыхают, а несут их они уже с утра, в основном в ранние часы - с 7 до 10 часов, но бывает, что яйцо на конвейер упадет днем и даже вечером. Чтобы собрать все яйца, линейку элеватора запускают три раза в день.
Куры содержатся без петухов, которых отделяют от курочек сразу после рождения. Их выбирают по особым приметам. Для каждой породы птицы приметы свои. У птенцов кур породы Ломан Браун на спинке две полоски, а у петушков - одна. Это уже делает не автомат, а человек, поэтому не исключены ошибки. Но случайно попавшего в «девичью» клетку петуха все равно обнаружат на этапе подрастания. И выселят из курятника.
- Оплодотворенное яйцо отличается от «пустого» тем, что на границе желтка и белка находится беловатое уплотнение - точечка. А по вкусу оно точно такое же, - уверяет Вашков. - Если такое яйцо положить под курицу, будет цыпленок.

Яичные реки - куриные берега
Куриные яйца выходят из птичника по конвейеру, который похож на широкую реку, несущую их в цех сортировки. Заведует цехом Римма Коршунова.
- На распределительный стол приходит 180 тысяч яиц в час, причем сюда поступает все яйцо - грязное и чис­тое, битое и целое, крупное и мелкое. Машина сама рассортировывает яйца по весу, прочности и чистоте, - рассказывает Римма Коршунова.
- Сначала их проверяют на чистоту. Это делает электронный «яичный инспектор». С помощью лампы он высвечивает налипшую грязь и отправляет яйцо мыться. Затем яйца попадают в «детектор», где проверяется целостность скорлупы. Чувствительный прибор улавливает малейшие колебания звука и определяет наличие насечки и величину трещины на скорлупе. Далее идет «ориентатор», который захватывает яйца и кладет в ячейки так, чтобы на них было удобно проставить маркировку. Следующий этап - ­дезинфекция, последний - сортировка яиц по категориям. Ни на одном этапе к яйцу не прикасается рука человека - все делает автомат.
Самое крупное яйцо, весом от 65 до 75 граммов, относится к категории «Отборное» (С0). Яйцо поменьше - от 55 до 65 граммов - маркируется С1, а второй категории (С2) соответствуют самые маленькие яйца - весом 45 - 55 граммов. Яйца, дополнительно обогащенные витаминами и имеющие характерный ярко-оранжевый желток, называются «Экстра», но тоже бывают разных категорий.
Забракованные яйца идут или на глубокую переработку - из них делают меланж и яичный порошок, или возвращаются к несушкам в виде корма. Отдельно сортируют мелкие яйца, их здесь же, на предприятии, варят и отправляют в кафе быстрого питания. Качество продукции проверяет система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов ХАССП, установленная на производстве.
Между тем короткий век несушки заканчивается. Когда в возрасте 500 дней курицу вновь выселяют из птичника, этот переезд становится для нее последним. Отработавшая свой стаж птица служит людям уже в другом качестве. Круговорот яйца продолжается, и на смену старым приходит новое поколение несушек.

Нина БАШКИРОВА

12.10.2015