На колесах

Как закалялся Квят

Российский пилот проявил характер в «Формуле-1» и добрался до подиума

Настоящая лавина комплиментов обрушилась нынче на Даниила Квята. Повод более чем весомый: на Гран-при Венгрии на не самой быстрой машине молодой пилот занял второе место, добившись лучшего результата среди всех россиян в истории «Формулы-1». Радует, что под серьезным прессингом Даниил не сломался, а, наоборот, сумел утереть нос скептикам и недоб­рожелателям. С другой стороны, перебарщивать и предрекать Квяту в скором времени чемпионский титул также не стоит.

А было тревожно
Назвать подиум Квята на Хунгароринге совсем уж сенсационным нельзя, но все-таки без серьезной доли везения не обошлось. Провалились «Мерседесы», технические проблемы настигли одну из машин «Феррари», а партнер россиянина по «Ред Булл» австралиец Даниэль Риккардо рискнул при обгоне - и прогадал. Хотя провалы, проблемы, столкновения - неотъемлемая часть «Ф-1». А способность по максимуму воспользоваться чужими трудностями в том числе и отличает классных гонщиков от средних. Тем более у «Ред Булл» нынче и собственных проблем хоть отбавляй.
В недавнем прошлом лучшая команда «королевских гонок» переживает, пожалуй, худший период в своей новейшей истории. В нынешнем сезоне желания руководства и пилотов совершенно не совпадают с возможностями болидов. Недостаточно мощный и надежный мотор «Рено» и неидеальное шасси на фоне добившихся прогресса конкурентов привели к унизительным по меркам «Ред Булл» промежуточным итогам - перед Гран-при Венгрии после девяти гонок пилоты «конюшни» не имели в своем активе ни одного подиума. Что привело к разочарованию, раздражению и все более громким угрозам начальства «Ред Булл» покинуть «Формулу-1».
В такой непростой ситуации и опытнейшим гонщикам тяжело сохранять спокойствие, концентрацию, настрой. Что уж говорить про 21-летнего дебютанта топ-команды? Особенно когда вместо режима наибольшего благоприятствования ты получаешь один удар судьбы за другим. На первых этапах чемпионата машина Квята постоянно ломалась, а когда не ломалась, то была недостаточно быстра. Вернее, жутко медленна. Даже медленнее болидов дочерней «Торо Россо», откуда Даню и взяли на повышение в «Ред Булл» вместо немца Себастьяна Феттеля. А россиянин в пяти стартовых гонках сезона набрал пять очков… Карьеры многих талантов были загублены, когда они попадали не в то место и не в то время. Поэтому весной за будущее российского гоночного вундеркинда стало очень тревожно. Но, к счастью, к середине лета он сумел кардинально изменить ситуацию в свою пользу. Сам, без посторонней помощи.

Полезный стресс
И ведь не сказать, что «Ред Булл» преобразился, вернув былую форму. Машина стала разве что чуточку лучше. Зато сам Квят сделал колоссальный шаг вперед. Он закалил свой характер, приспособился к сложнейшим условиям и начал выжимать из болида максимум. Нашел, но в то же время не перешел грань разумного риска. И главное, вышел из тени, а затем и вовсе затмил напарника - Риккардо. Того самого парня, который в прошлом году превзошел на такой же машине самого четырехкратного чемпиона мира Феттеля.
В «Ф-1» репутация для гонщиков крайне важна, а чтобы она была высокой, надо прежде всего выгодно смотреться на фоне партнера по команде. И если напарник считается еще и восходящей звездой, а ты все равно стабильно опережаешь его и в квалификациях, и в гонках, то о какой бесперспективности может идти речь?!
Впервые Квят громко заявил о себе в конце мая в Монако, где стал четвертым. И с тех пор регулярно обгонял австралийца. Как такое стало возможным? Прежде всего благодаря потрясающей психологической устойчивости Даниила. Многие, как датчанин Кевин Магнуссен из «Макларена» в прошлом году, могли опустить в этой ситуации руки, потерять энтузиазм, искать и находить причины неудач. А Квят, напротив, под давлением, в стрессовой ситуации расцвел. Продемонстрировав чемпионский потенциал. Он был очень хорош в Монте-Карло, в Монреале, в Сильверстоуне, что не осталось не замеченным коллегами и экспертами.

На вес золота
Парадокс, но в Венгрии впервые за долгое время он уступал по чистой скорости Риккардо. А к середине Гран-при из-за испорченного комплекта шин и вовсе прозябал в конце первой десятки. Кто-то скажет, что Квят получил подарок судьбы, но скорее его «серебро» вслед за Феттелем стало заслуженной наградой за старания. Прежде из россиян только Виталий Петров в Мельбурне-2010 сумел забраться на подиум в «Формуле-1». Но тогда Виталий стал третьим, а Даня поднялся на ступеньку выше. И между прочим, стал вторым по молодости призером этапа в истории «королевы автоспорта». Причем рекордсмен Феттель на момент своего успеха был младше всего-то на 18 дней.
Долго ли ждать первой победы? Промоутер этапа в Сочи Сергей Воробьев считает, что в начале октября на домашнем Гран-при России Квят сможет побороться за первое место. Но, при всем уважении к Дане, в нынешнем сезоне для этого должны сойтись звезды. Ведь на большинстве трасс, за исключением медленных Монако и Хунгароринга, «Ред Булл» заметно уступает не только «Мерседесам» с «Феррари», но и «Уильямсам». Разве что дождь подсобит.
Однако, даже если непогода и не поможет, печалиться не стоит - «Формула-1» жестока, но справедлива. И если Даниил продолжит в том же духе, то обязательно станет чемпионом мира. А топ-команды будут отчаянно сражаться за право подписать контракт с этим стремительным русским парнем. Ведь пилоты с таким потенциалом в «Ф-1» - штучный товар. Они были, есть и будут на вес золота.

Сергей ПОДУШКИН

12.10.2015