Проект

Не тормози, штраф уже оплачен!

Ученые разработали систему, полностью контролирующую водителей и их автомобили

С каждым годом наша жизнь становится все более и более «электронной». В том смысле, что уже не осталось ни одной сферы жизни, которую не пытаются так или иначе автоматизировать. Стоит ли удивляться тому, что российские ученые изобрели электронный номер автомобиля. Это система, позволяющая автоматически фиксировать нарушения ПДД, списывать с водителей штрафы и даже управлять движением на дорогах.

Без пальчика - никуда
Хотя разработка и привязана к государственному номеру автомобиля, по сути, речь идет об электронной транспортной карте. Номер же - не более чем идентификация водителя. Конечно, сразу возникает вопрос: а что, если за руль сядет совсем не тот человек, на которого записан автомобиль? Но ответ есть. Водителям надлежит перед началом движения приложить палец к специальному сканеру. Таковым должен быть оборудован каждый автомобиль. Вы улыбнулись, понимая, что в обозримом будущем это невозможно даже теоретически? Так и есть. Да только время летит быстро…
Если же абстрагироваться от отпечатков пальцев, то в остальном теоретически все можно внедрить. В общем и целом у этой разработки довольно много полезных функций. Пойдем по порядку. Хотя общее у всех этих функций одно - тотальный контроль за каждым водителем и его автомобилем. Определение средней скорости движения - нет проблем. Понятно, что и скорость на любом участке, попадающем под запрещающие знаки, тоже фиксируется. Но ученые пошли куда дальше скоростных режимов. Транспортная карта призвана определять и большинство других нарушений ПДД. Разумеется, при помощи камер слежения. Если сейчас таковые установлены во многих местах, то для полноценной работы системы должны быть понатыканы повсеместно. Далее, по замыслу российских ученых, следуют автоматическое начисление штрафа и списывание его с кредитной или иной карты водителя.

Всем - по кредитке
Тут уже возникают вопросы, ответить на которые совсем непросто. Например, что делать, если у водителя нет никакой карты - ни кредитной, ни дебетовой? Конечно, и к этому можно обязать, но потенциальные проблемы в правовом поле проглядываются невооруженным глазом. Что же касается правильности тех или иных автоматических фиксаций, то и сейчас с ними  беда. Случаев, когда камеры фиксировали превышение скорости, на деле не превышенной, - тысячи. В столице как-то одному гражданину пришла квитанция об оплате штрафа за превышение скорости аж на 40 км/ч. При этом его машина в обозначенное время просто стояла на месте. Прямо под камерой. Штраф, понятное дело, отменили. Только автоматически его никто не списывал. А представьте, какие будут катаклизмы, когда деньги уже спишут, а потом массово потребуют назад?
К слову, о таких случаях «Смена» уже не раз рассказывала. Петербуржцы месяцами пытались вернуть дважды списанные на основании судебного решения с их карт суммы. Тот же автомобильный налог. А одному нашему читателю уже год как возвращают незаконно списанные 4 тысячи рублей. Подавать же в суд - потратить еще пару лет, а сколько нервов и времени?! Так что электронные системы - не всегда благо.

Светофор под властью пробок
Из истинно благих задумок авторов проекта отметим автоматическое регулирование дорожного движения. Допустим, машина скорой помощи едет по выделенной полосе, и перед ней, как по взмаху волшебной палочки, загорается на перекрестке зеленый свет. Одно из преимуществ этой самой дорожной карты - переход на полностью электронную систему регулирования перекрестков. То есть светофоры работают в соответствии с картой городских пробок, и вмешательство человека в мигание зеленого, желтого и красного не допускается. Опять же в теории все неплохо. А если вдруг система выйдет из строя…
На данном этапе все это не более чем научная разработка. На ее реализацию потребуются миллиарды, и не факт, что рублей. Понятно, что сейчас, во время экономического кризиса, на дорожную карту такие деньги никто не выделит. Только рано или поздно научная фантастика может реально влиться в нашу жизнь.

Максим ТАЛАНОВ

12.10.2015